Истинной причины октябрьского наводнения, унесшего человеческие жизни в дагестанском городе Дербенте, были нарушения при застройке и раздаче участков в городе. Об этом ИА REGNUM рассказал журналист Магомед Ханмагомедов (Дербент).

"Одной из причин схода селевых потоков из-за ливня в Дербенте представители городского самоуправления называли деятельность карьеров, находящихся вблизи города. Отчасти это верно: в котлованах от карьеров образовались пруды, откуда после ливня вода хлынула на город. Но это была не единственная причина. Возьмем, к примеру, участок в районе городского тоннеля. Этот участок отдали под строительство объектов, в том числе официально нерегистрируемых. При строительстве замуровали дренажную трубу большого диаметра, проложенную для отвода дождевых стоков. Из-за этого вода там скапливалась и с большим напором прорвалась сверху", - утверждает Ханмагомедов.

"Кроме того, были розданы участки по обе стороны канала "Самур-Дербент". Из-за этого сам канал годами не вычищался, был заилен и замусорен. Пропускная способность этого канала в разы уменьшилась. Когда с гор потоки воды попали в русло канала, он не смог отвести воду от города. Вода, переливаясь из русла канала, обрушилась на город", - рассказал журналист.

Ханмагомедов также напомнил, что, учитывая горький опыт наводнения в 2009 году, городское собрание Дербента выделяло более 26 млн рублей на то, чтобы проложить проколы под железнодорожным полотном, позволяющие воде не задерживаться и не образовывать озера в районе железнодорожного вокзала. "Деньги выделили, а проколы так и не проложили. Результат - десятки подтопленных домов во время печально известного ливня в октябре нынешнего года. Когда железную дорогу строили еще в царские времена, дренажные проколы и трубы там были, их просто нужно освободить".

Ханмагомедов назвал еще одну причину наводнения. Диаметр труб ливневой канализации, проложенные в нижней части города, не соответствуют диаметру, указанному в проектно-сметной документации. Ливневые трубы небольшого диаметра и не могут пропустить весь объем дождевой воды. На вопрос когда были возведены незаконные строения, которые перекрыли естественные и искусственные русла отвода дождевых стоков от города, Ханмагомедов ответил, что они были построены до прихода к власти нынешнего мэра города Имама Яралиева. Но, как считает журналист, нынешнее руководство города "не извлекло урок из прошлого наводнения".

Комментируя ситуацию в городе после наводнения, начальник Управления ЖКХ администрации Дербента Салих Рамазанов рассказал ИА REGNUM, что сейчас в городе активно идут работы по созданию более надежной защиты от стихии. "Подрядчиком завозятся трубы для прокладки новой ливневой канализации. Параллельно завершаются проектные работы на восстановление разрушенных улиц. Сегодня, 21 декабря начнет работать техника. Планируется проложить проколы под железной дорогой. А с владельцами частных домов вопрос прохождения водоотводной трассы уже согласован", - заверил Рамазанов.

"Также проектируется строительство сооружений, защищающих город от селевых потоков. Специализированный институт из Пятигорска провел изыскания для возведения четырех защитных балок", - рассказал чиновник.

Напомним, что селевой поток обрушился на Дербент 10 октября. Поток унес жизни шести человек, от воды пострадало более 600 домов. Режим чрезвычайной ситуации действовал в Дербенте до 29 октября.