Сохранение электричек за счет роста тарифов или увеличения субсидий: обзор

Пригородные пассажирские компании полностью восстановили 312 электричек, отмененных с начала 2015 года

Москва, 17 апреля 2015, 20:19 — REGNUM  

В феврале текущего года президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить прерванное пригородное железнодорожное сообщение, а уже потом заняться поиском дополнительных средств. Как возвращаются электрички в регионы, в обзоре ИА REGNUM.

В январе 2015 года пользование инфраструктурой железной дороги для всех ППК подорожало на 25%. Часть российских регионов была вынуждена отказаться от пригородного железнодорожного транспорта, поскольку размер платы владельцу инфраструктуры оказался непосильным для местных бюджетов. Однако еще с 2012 года к обязанностям региональных правительств добавилось возмещение выпадающих расходов транспортных компаний за перевозку пассажиров по регулируемым тарифам. В противном случае дочерние компании ОАО «РЖД» принимают решение об отмене поездов из-за убыточности. В 2012—2013 годах отменили более 300 пригородных маршрутов.

После заявления президента премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о льготном тарифе за пользование инфраструктурой. В целях уменьшения расходов ППК по этой статье и снижения финансовой нагрузки на субъекты ранее установленный коэффициент 0,25 (25%) заменен на коэффициент 0,01(1%). На компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от установления льготного тарифа выделено 8,8 млрд рублей. При этом в некоторых областях правительства до сих пор не могут договориться с перевозчиками о сумме субсидий.

Так в Оренбургской области с 20 апреля будет курсировать на 10 электричек меньше. Плата за проезд в оставшихся электропоездах увеличится на 25%. В Минэкономразвития региона проанализировали пассажиропоток и тарифы, придя к выводу, что нерентабельно за счет бюджетных средств покрывать расходы пригородный компаний. Отметим, что по сравнению с 2014 годом объем субсидий на возмещение расходов транспортников вырос с 245,8 до 293,1 млн рублей.

Вырастут цены на билеты в электричках в Чувашии на 12,5%, с 24 до 27 рублей за одну десятикилометровую зону. В службе по тарифам Чувашии подчёркивают, что экономически обоснованный тариф пригородного сообщения составляет 44,97 рублей, а по расчётам компании «Содружество», которая выполняет пригородные перевозки в республике с 2011 года, — 67,27 рублей.

В Ярославской области изменили систему формирования тарифа, от расчетов за 10 км пути перешли к покилометровым — 2,9 рубля за км. По данным областного агентства транспорта, средний рост стоимости билетов оценивается в 15%, на деле же, по сообщениям самих пассажиров, стоимость проезда на отдельных участках выросла на 50−75%. В то же время при аналогичной системе расчетов в Ленобласти добились снижения тарифа на 25 копеек за км и остановились на стоимости 2,4 рубля.

В Тульской области тариф не менялся с октября 2013 года и составлял 16,5 рублей за 10-километровую зону. По данным ОАО «ЦППК» за девять месяцев прошлого года фактическая себестоимость проезда составила 27,50 рублей. В то же время компания в конце 2014 года обратилась в регулирующий орган с заявлением об установлении на 2015 год экономически обоснованного тарифа в размере 50,15 рублей. При этом по сравнению с прошлым годом расходы по договору с ОАО «РЖД» увеличены на 34% — с 427 до 572 млн рублей, а собственные расходы ЦППК — в четыре раза с 40 до 159 млн рублей. Глава комитета по тарифам региона отметил, что поскольку ОАО «РЖД» не является субъектом регулирования комитета по тарифам, проверить данные расходы не представляется возможным.

В Омской области повысится стоимость пассажирских пригородных перевозок железнодорожным транспортом только в пределах 2 и 3 зоны. В пределах первой зоны (на расстояние до 5 км) стоимость проезда сохранилась на прежнем уровне — 16 рублей. По словам и. о. председателя Региональной энергетической комиссии, пассажиры будут оплачивать 55% от экономически обоснованной стоимости, остальные средства будут компенсироваться из бюджета региона.

Повысилась стоимость проезда железнодорожным транспортом и в Башкирии. С 1 марта 2014 года стоимость проезда в электричках за каждые 10 км составляла 16 рублей, и чем больше зон проезжал пассажир, тем меньше для него оказывалась стоимость зоны, 10 зон обходились уже по 10 рублей за зону. В соответствии с вновь утвержденными тарифами за первые 10 км вне зависимости от дальности поездки стоимость проезда составит 18 рублей, за каждый последующий километр после 10-го — 1,8 рублей. В результате нововведения незначительно сократилась стоимость поездки внутри одной-двух зон, зато значительно возросли цены на дальние поездки.

В некоторых регионах продолжается сокращение количества пригородных железнодорожных маршрутов. Власти Белгородской и Воронежской областей приняли решение об отмене электрички по направлению Валуйки — Лиски. Основное число пассажиров этих электричек — студенты воронежских вузов, которые по пятницам ездят домой, а по понедельникам — обратно. В правительстве Воронежской области ответственность за отмену электричек возложили на белгородские власти. Пресс-служба правительства Белгородской области проигнорировала запрос и отказалась комментировать решение, отразившееся, прежде всего, на жителях региона.

В Кировской и Нижегородской областях ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» сначала восстановила пригородные маршруты, но в апреле вновь сообщила об отмене нескольких из них. По версии компании, отмена электричек связана с оптимизацией маршрутной сети. Транспортники приостановили движение электричек на тех направлениях, где нет роста пассажиропотока и которые мало востребованы.

В Смоленской области курсирует 62 электрички, однако по сравнению с прошлым годом количество электропоездов сократилось на 11. В администрации региона подчеркнули, что сокращаемые железнодорожные маршруты, за исключением «Гагарин-Москва» и «Москва-Гагарин», «не пользовались повышенным спросом у смолян». Сокращенные маршруты заменили автобусами. В итоге правительство области и «РЖД» достигли договоренности сохранить направление, но количество вагонов в электричках сократить до 4, что поможет существенно снизить затраты на содержание.

В Марий Эл электрички отменены летом 2014 года и в настоящее время возобновление их движения не планируется. По словам главы Минтранса республики, в связи с низким показателем пассажиропотока субсидировать электрички невыгодно.

В Пензенской области решили сократить расходы на железнодорожный транспорт, отказавшись от дневных электричек. «Утром пассажиры должны быть доставлены в Пензу так, чтобы они успели на учебу и работу. А вечером могли без проблем уехать домой. Оплачивать движение пустых вагонов в дневное время не рационально», — заявил губернатор. Однако вопрос расписания полностью пока не урегулирован. При этом объем субсидий на автотранспорт и железную дорогу не сопоставим с количеством перевезенных пассажиров. Так перевезено автобусным транспортом в 2014 году 64,1 млн граждан, услугами электричек воспользовались 1,5 млн человек. В то же время объем субсидирования автобусных перевозок в текущем году составит 12,6 млн рублей, на пригородные поезда предусмотрено около 60 млн рублей.

Аналогичная ситуация в Чувашии. Почти половина всех транспортных субсидий в Чувашии направляется на перевозку 0,44% пассажиров электричек. Субсидии на пригородные железнодорожные перевозки в 14 раз выше, чем на автобусные, количество же перевезенных пассажиров год от года сокращается — в 2013 году на один вагон приходилось 18,4 пассажиров, а в 2014 году — 13,4. Практически пустой вагон.

В Татарстане в 2014 году пригородными электричками перевезено 6,8 млн человек, размер субсидии ППК составил 416 млн рублей. Вместе с тем пассажиропоток в автотранспорте ежегодно стабилен: в 2014 году — 2 млрд 68 млн 900 тыс. пассажиров. Размер субсидии на компенсации проезда льготников в автобусах, маршрутках и троллейбусах в 2015 году — 927 млн 400 тыс. рублей, на пригородные поезда — 381 млн рублей.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 6 апреля президент РФ Владимир Путин подписал закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Согласно документу, ставка по налогу на добавленную стоимость (НДС) на внутренние авиарейсы и перевозки электричками снижена. В отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на период по 31 декабря 2016 года установлена налоговая ставка в размере 0%. По мнению вице-спикера Госдумы Александра Жукова, принятие закона позволит существенно улучшить экономику компаний, которые занимаются пригородным железнодорожным движением в регионах.

Вопрос об электричках прозвучал и в ходе «Прямой линии» с президентом. В частности, житель Саратовской области обратил внимание главы государства на отсутствие электропоезда Саратов — Балашов: «Люди не могут никуда выехать. Как учиться молодежи?». Путин пообещал найти оптимальное решение, отметив, что к такой ситуации привели «несогласованность действий, отсутствие прогноза по результатам принимаемых решений». В то же время он напомнил, что правительство уже приняло дополнительные решения по восстановлению пригородного сообщения — РЖД получило 25 млрд рублей, обнулили НДС, что является «неправильным решением для финансистов». Вместе с тем он считает неприемлемым, когда ходят пустые поезда, которые запустили «из страха», даже в отсутствие ресурсов у регионов.

Между тем в судах рассматриваются иски пригородных пассажирских компаний к регионам-должникам.

Читайте развитие сюжета: РЖД оставляет регионы без дорог?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
Выборы в Эквадоре: удастся ли Корреа «добежать до бельгийской границы»?
NB!
25.02.17
Фильм о Клинтон завоевал антипремию «Золотая малина»
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной Армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?
NB!
25.02.17
Варшава вспомнила о роли Германии в создании «Большой Украины»
NB!
25.02.17
Турция—Россия: политика «баланса внутри балансов»
NB!
25.02.17
«Настоящий позор для коалиции»: Карс взят
NB!
25.02.17
Омурбек Бабанов: «У нас общая история. Наш дед погиб за наш общий народ»
NB!
25.02.17
«Русские хакеры действуют в сети уже 10 лет под крышей ГРУ»