Большинство эстонских газет сообщило по итогам общегосударственной забастовки служащих, организованной профсоюзом TALO, что в мероприятии не принимали участие русские школы и гимназии. В интервью "Радио 4" (Raadio 4) председатель правления TALO Тойво Роозимаа (Toivo Roosimaa) объяснил это "генами страха" и неуверенностью русских учителей в развитии демократии в Эстонии. Роозимаа призвал их не бояться и примкнуть к забастовочному движению.

Однако, как показал проведенный ИА REGNUM опрос директоров русских школ, подавляющее большинство общеобразовательных школ и гимназий страны с русским языком обучения в забастовке участие приняло. Из более чем 30 русских школ вне забастовки 4 декабря оказались от силы три. Вячеслав Гусаров, директор Таллиннской общеобразовательной школы №6, в интервью ИА REGNUM подтвердил, что его школа участвовала в забастовке 4 декабря - из 65 учителей и служащих 40 человек. Его подопечные пошли, так как требование бастующих - повышение минимальной зарплаты работникам с высшим образованием до уровня средней зарплаты по стране до 7300 крон - не является политическим, не направлено против государства, правительства или городских властей. Таким образом, трудно под действия бастующих подвести политическую составляющую и организовать их преследование или репрессии. "Это чисто экономическая проблема, вопрос, который обсуждается всеми и который должен обсуждаться всем обществом!"

Директор одной из школ -"отказниц", Юрий Беляев в интервью ИА REGNUM не стал утверждать, что причиной игнорирования забастовки 4 декабря был страх его подопечных. "Я честно сказал своим подчиненным, что не буду оплачивать им 4 декабря как рабочий день, если они пойдут бастовать. К тому же, я предупредил, что жду заранее - за две недели до 4 декабря - заявления от участников забастовке, так как мне надо найти таким учителям замену. Таких заявлений мне подано не было!" По его словам, TALO не проинформировал своевременно Департамент образования о сроках и условиях подачи подобных заявлений, а потому к указанному сроку необходимые условия выполнены не были. Тем не менее, Беляев не стал отрицать и "политической" составляющей отказа. "В следующем году нашу школу планируют реорганизовать и даже закрыть. Многие учителя бояться спровоцировать своим активным участием в забастовке негативные последствия, в том числе и визит языковой инспекции по проверке знания учителями государственного языка". Он добавил, что учителя не верят в возможность что-то изменить своими силами. "Если бы была более определенная ситуация, то, возможно, мы бы принимали более активное участие!"