Порты и транзит: Российско-латвийская дружба на фоне падения грузооборота

Алёна Зеленина , 13 Апреля 2015, 00:03 — REGNUM  

Порты Северо-Запада за неделю

ИА REGNUM публикует сегодня, 13 апреля, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Геополитический фон не мешает российско-латвийской транзитной дружбе

На этой неделе стало известно о том, что «дочка» ОАО «Российские железные дороги» — «РЖД Логистика» (РЖДЛ) — через свою зависимую компанию RZDL Multimodal B.V. завершила сделку по приобретению 50%-й доли уставного капитала латвийского железнодорожного перевозчика SIA «Liepajas naftas tranzits» (LNT). "Новый проект дает «РЖД Логистике» возможность обеспечить стабильность и ритмичность прохождения транзитных грузов в направлении Европы, — говорится в пресс-релизе компании. В качестве стратегических целей проекта указывается расширение рынка сбыта и организация единой цепочки железнодорожных перевозок в порты Латвии. «Сегодняшнее вхождение в капитал нового латвийского перевозчика направлено на дальнейшую реализацию нашей стратегии выхода на европейский рынок мультимодальных перевозок грузов», — заявил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Павел Соколов. Он также добавил, что ранее в этих целях было создано совместное российско-латвийское предприятие АО «Euro Rail Trans».

Как сообщает «Коммерсантъ», Liepajas naftas tranzits ранее принадлежала вице-мэру Москвы Максиму Ликсутову, но затем была продана им латвийскому партнёру ОАО «РЖД», компании SIA «Locomotive Traction Operation». LNT, по неофициальным данным, в 2010 году купила Рижский торговый порт. Уставный капитал LNT составляет 42,7 тыс. евро, оборот в 2013 году — 64 тыс. евро. В качестве основных видов деятельности указываются экспедиторские услуги на железнодорожном и морском транспорте. 10 апреля компания Liepajas naftas tranzits, сменила название на Euro Rail Cargo, сообщает латвийский портал Delfi со ссылкой на базу данных Lursoft.

Продавцом в сделке с РЖДЛ выступила SIA «Locomotive Traction Operation» (LTO). 80% LTO контролирует Latvijas transporta grupa, совладельцами которой являются бывший премьер-министр Латвии Андрис Шкеле и экс-министр сообщения республики Айнарс Шлесерс. Стоит отметить, что LTO владеет 49% в другом совместном предприятии с РЖДЛ — Euro Rail Trans (создана в 2012 году — прим. ИА REGNUM). Этот актив развивает транзитные перевозки через латвийские порты. Как сообщают латвийские СМИ, в начале марта Айнарс Шлесерс стал членом правления Euro Rail Trans. По данным LETA, Айнарс Шлесерс не исключал, что в паритетном партнерстве РЖДЛ и LTO могут обдумать приобретение терминалов на Балтике — в частности, интересны Рига, Вентспилс, Клайпеда, Таллин. В РЖДЛ это не комментируют. «Цель покупки — не приобретение активов, а решение технологических вопросов и выстраивание взаимодействия в организации грузоперевозок в Латвии. РЖДЛ заинтересована в создании единой цепочки железнодорожной доставки грузов в латвийские порты и далее», — заявили «Коммерсанту» в компании.

Большой порт снижает обороты

На минувшей неделе порты Балтийского бассейна опубликовали данные по грузообороту за первый квартал 2015 года. Суммарный грузооборот портов российской Балтики в январе — марте составил 56,1 млн тонн, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объём перевалки сухогрузов составил 20,2 млн тонн (-0,5%). Оборот наливных грузов вырос на 13,5% до 35,9 млн тонн. Лидирующим портом в Балтийском бассейне остается Усть-Луга. Морская гавань за три месяца перевалила 21 млн тонн грузов, что на 27% больше, чем в 2014 году. Грузооборот порта Приморск увеличился на 5,4% до 14,6 млн тонн, порта Высоцк — на 2,2% до 4 млн тонн. Объемы перевалки грузов в порту Калининград фиксируются на уровне аналогичного периода прошлого года — 3,3 млн тонн. В Большом порту Санкт-Петербург сохраняется отрицательная динамика грузооборота. Порт за три месяца обработал 13 млн тонн грузов — на 7,6% меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: в первом квартале 2014 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга составлял 14 млн тонн, порта Усть-Луга — 16,6 млн тонн.

Судовладельцы выигрывают от падения мировых цен на нефть

Судовладельцы, работающие на Балтике, пока не ощутили на себе влияние так называемой серной директивы, вступившей в действие с 1 января 2015 года. Международная морская организация (ИМО) ужесточила требования к содержанию серы в топливе морских судов в акватории Балтийского и Северного морей — теперь оно не должно превышать 0,1%. Участники рынка готовились к дополнительным расходам на более дорогое низкосернистое топливо, а эксперты прогнозировали, что слишком высокие издержки для перевозчиков могут привести к тому, что Балтийский регион потеряет часть грузопотока. Однако пока судовладельцам везёт. Как рассказал заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта РФ Виталий Клюев в ходе брифинга в Санкт-Петербурге 7 апреля, падение мировых цен на нефть привело к значительному удешевлению бункерного топлива. «Поэтому судовладельцы заявляют, что у них затраты на бункерное топливо пока не увеличились в общей структуре затрат», — цитирует Клюева ИАА «ПортНьюс»..

По предварительной оценке Минтранса РФ, сокращения грузопотока в регионе не произошло. «К сожалению, в ИМО нет механизма оценки эффективности принятия решений, ни до их принятия, ни после, — отметил Виталий Клюев. — Хотя для членов ИМО весьма важно оценить, насколько эффективно было требование по снижению содержания серы в бункерном топливе, важно узнать, уменьшились ли выбросы парниковых газов на Балтике после внедрения этой весьма дорогостоящей меры?»

Напомним, что эксперты скептически отзываются о новых экологических стандартах. До падения цен на нефть прогнозировалось, что часть грузов из-за возросшей стоимости фрахта перейдет с морского на наземный транспорт, негативное воздействие которого на окружающую среду в разы больше, а значит, эффект от «серной» директивы будет сведен на нет.

Латвийские порты отчитались за первый квартал

Грузооборот порта Рига в январе — марте 2015 года увеличился на 6,7% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составил 10,58 млн тонн, сообщают «Морские вести России». Перевалка угля составила 3,94 млн тонн (37,2% всего грузооборота порта). Нефтепродуктов перевалено 2,89 млн тонн (рост 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что составляет 27,4% грузооборота.

Порт Лиепая (Латвия) за три месяца перевалил 1,36 млн тонн — на 3,6% меньше, чем в прошлом году. Объемы перевалки нефти сократились на 74,7% до 12,6 тыс. тонн, нефтепродуктов — на 14,2% до 49,5 тыс. тонн. Перевалка зерновых снизилась на 12,6% до 705,6 тыс. тонн.

Грузооборот Вентспилсского свободного порта за первый квартал 2015 года составил 7,5 млн тонн, что на 15,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевалка угля через Baltic Coal Terminal (терминал представляет интересы владельца груза — ОАО «Шахта Заречная», поставляющего уголь из России — прим. ИА REGNUM) за январь — март сократилась на 32% до 1,55 млн тонн.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе порта, за январь-февраль перевалка грузов через нефтетерминал АО «Ventbunkers» (перегружает дизельное топливо и мазут — прим. ИА REGNUM) сократилась на 39%, через ООО «Ventspils Nafta termināls» (занимается перевалкой нефтяных грузов из России и других стран СНГ) — на 4%.

Остановка автопроизводства в России ударит по эстонскому транзиту

Приостановка производства автомобилей на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, выпускающем автомобили Peugeot, Citroen и Mitsubishi, ударит по эстонскому транзитному сектору, пишут «Деловые ведомости». Через порт Мууга (входит в ГАО «Таллинский порт» — прим. ИА REGNUM) на завод поставлялись комплектующие для автомобилей Mitsubishi. Как отмечает издание, из-за остановки производства на российском предприятии Таллинский порт будет меньше зарабатывать на портовых сборах, а дочернее предприятие ГАО «Эстонская железная дорога» (Eesti Raudtee) EVR Cargo — поставлять меньше контейнеров к эстонской границе. Самый сильный удар придётся по предприятию Transiidikeskus (оператор специализированных терминалов контейнерных и генеральных грузов, находящихся в порту Мууга — прим. ИА REGNUM), зарабатывающему на складировании контейнеров с автомобильными комплектующими.

В марте объём контейнерных перевозок EVR Cargo сократился на 33%. Издание не исключает, что апрельские показатели могут быть ещё хуже. По словам главы EVR Cargo Ахто Алтйыэ, пауза в поставках Mitsubishi была и в январе, поскольку на калужском заводе происходила переналадка производства. Однако в феврале прежний уровень поставок не восстановился. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в январе 2013 года в Эстонии состоялось открытие железнодорожной контейнерной линии маршрута Мууга (северо-восточная Эстония) — Калуга (Россия).

Арктические порты работают на перспективу

Операторы морских терминалов Арктического бассейна в январе — марте 2015 года перегрузили 8,4 млн тонн грузов, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 5,6 млн тонн (-9,7%). Перевалка наливных грузов увеличилась на 14% до 2,8 млн тонн. Снижение объемов перевалки грузов произошло прежде всего за счёт порта Мурманск, грузооборот которого сократился до 5,3 млн тонн (-9,5%). В то же время грузооборот порта Варандей вырос до 1,6 млн тонн (+11,8%), Архангельск — до 1,1 млн тонн (+8,3%). Стоит отметить, что сегодня и Мурманск, и Архангельск связывают планы по развитию своих портов с государственным мегапроектом «Арктика». Региональные власти уже оценили потенциал Северного морского пути, за счёт которого и собираются увеличить грузопоток местные порты. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов недавно выступил с инициативой перенести Центральный офис Севморпути из Москвы в Архангельск. Мурманские власти делают акцент на проекте развития Мурманского транспортного узла. Этот проект играет решающую роль в развитии Арктики, с его реализацией преимущества порта Мурманск многократно возрастут, заявил заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий в ходе V международной конференции «Логистика в Арктике», которая состоялась на этой неделе в столице Заполярья. «Наш порт — начало Северного морского пути — всегда был и остаётся базовым и исключительным», — подчеркнул Стратий, добавив, что возможности мурманского порта высоко оценены многими нефтегазовыми компаниями, которые выбирают регион для создания логистических баз поддержки своей производственной деятельности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Встреча «АЗ» — «Зенит» закончилась победой голландцев
NB!
08.12.16
В чем причины фиаско российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирии?
NB!
08.12.16
Губернатора Петербурга просят объяснить передачу «Зенит-Арены» за 1 рубль
NB!
08.12.16
Путин: Миф о создании телепорта в подвалах Кремля надо поддерживать
NB!
08.12.16
Трамп позвонил президенту Финляндии обсудить Россию и Арктику
NB!
08.12.16
«Украинская постправда» и жители Украины
NB!
08.12.16
Убийство и самоубийство: Как развалили нашу страну
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 8 декабря
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Хитрая приватизация «Роснефти»: что задумал Сечин?
NB!
08.12.16
Сделка по продаже пакета акций «Роснефти» законна: ФАС
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины