Основные принципы нового проекта — ядерная безопасность, топливообеспечение за счет замыкания ядерного топливного цикла и конкурентоспособность

Проект «Прорыв», предполагающий переход от демонстрации отдельных инновационных технологий в области быстрых реакторов к интегрированному решению мирового уровня — созданию опытно-демонстрационного комплекса с пристанционным ядерным топливным циклом, является одним из самых ярких проектов инновационного развития российской экономики. Об этом заявил заместитель генерального директора ГК «Росатом» Вячеслав Першуков, комментируя итоги состоявшейся в Калужской области в начале апреля научно-практической конференции «Проектное направление „Прорыв“: Результаты реализации новой технологической платформы ядерной энергетики».

По словам Першукова, проект наращивает количество вовлеченных в него людей. «Самый главный результат в реализации проекта „Прорыв“ в том, что мы от стадии подготовки перешли к реальному строительству опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК). Второй главный результат — это то, что мы первыми в мире подготовили и выпустили пробные партии нового топлива (смешанное нитридное уран-плутониевое) и, более того, разместили первые сборки с ним в промышленном реакторе. Это вид топлива позволяет существенно сократить затраты на топливообеспечение атомных реакторов. Скептики предупреждали нас, что для создания нового топлива для быстрых реакторов требуется цикл в 30 лет, а до момента загрузки первых сборок в промышленный реактор, пройдет минимум 10 лет. Мы же за 2,5 года не только разработали, изготовили и загрузили опытные партии топливных сборок, но и извлекли одну из них, отправили ее на послереакторные исследования, чтобы понять, какие дополнительные работы необходимо провести для оптимизации структуры и состава топлива, как оно ведет себя в радиационной обстановке», — рассказал замдиректора Росатома.

Он отметил, что в Росатоме есть четкое понимание, что рынок реакторов на тепловых нейтронах ограничен и все ждут новых решений. Принципиально новым решением может стать реализация тех принципов, которые заложены в проекте «Прорыв»: ядерная безопасность, топливообеспечение за счет замыкания ядерного топливного цикла и, естественно, конкурентоспособность, причем не только в сравнении с реакторами на тепловых нейтронах, но и в сравнении с парогазовыми установками. «Задан конкретный ориентир, мы оперируем понятием LCOE (стоимость электроэнергии на весь жизненный цикл), и для коммерческих реакторов мы закладываем одно из самых главных требований — чтобы стоимость энергии на всем жизненном цикле реактора была не более, чем аналогичный показатель для парогазовой установки — на уровне 2 рублей за киловаттчас. Кроме того, наша задача — сократить капитальные вложения до уровня лучших показателей, которые есть у нас в стране. Мы считаем, что это примерно 2500 долларов за киловатт установленной мощности, — это тот уровень, который мы должны показать как целевой ориентир для строительства промышленных реакторов на быстрых нейтронах с замыканием ядерного топливного цикла», — пояснил представитель атомной госкорпорации. По его словам, благодаря серьезной работе всей группы научно-технического направления проекта «Прорыв», уже сейчас видны изменения технических решений, которые привели к сокращению капитальных вложений для проекта БН-1200.

Научный руководитель НИОКР проектного направления «Прорыв» Валерий Рачков рассказал о трех принципиальных инновациях проекта: новое топливо, новый теплоноситель и новая равновесная активная зона, которая позволяет работать с малым запасом реактивности и с эффективной естественной циркуляцией, что позволяет избежать тяжелых реактивностных (типа чернобыльской) и тяжелых теплоотводных (типа фукусимской) аварий. «Ход работ, включая работы 2014 года, показывает, что все крупные новации в части топлива, НИОКР в части физики реакторов с малым запасом реактивности и НИОКР в части свинцового теплоносителя планомерно продолжаются и будут успешно завершены», — выразил уверенность Рачков. «Когда мы формировали стратегию развития атомной энергетики до 2010 года, мы отметили, что существует стереотип: „Чем дороже, тем безопаснее“. Это очень устойчивый стереотип, атомщики фактически сами его создали, наращивая противоаварийные системы. Наш проект „Прорыв“ работает в другой логике: „Чем безопаснее, тем дешевле“. Это сложный алгоритм, но мы считаем, что его можно реализовать практически», — добавил он.