Россия, БРИКС, «многополярность»: реалии, возможности и проблемы
С 1 апреля Россия на год возглавила межгосударственное объединение БРИКС, в которое входят также Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. БРИКС не без оснований рассматривается как набирающий силу противовес американской линии на монополизацию управления мировой политикой и экономикой.
Обстановка в мире
Несколько слов об обстановке, в которой будет проходить наше председательство. За последние годы США спровоцировали серию серьёзно подрывающих международную безопасность региональных и внутренних конфликтов, причём один из них — непосредственно у наших границ. В ряде случаев, в том числе и на Украине, им не удалось решить все те задачи, которые они перед собой ставили, но по многим позициям Россия оказалась в более сложном положении, чем то, в котором она находилась два-три года тому назад. Опираясь на свои обширные военные, экономические, политические и информационные возможности, США наращивают усилия в навязывании остальному миру своего видения будущего планеты. Они жестко подавляют инакомыслие, осуществляют экономический и политический шантаж, в случае необходимости — дестабилизируют внутреннее положение в других государствах, ведут, наконец, подготовку к новой мировой войне с целью взять под свой контроль новые ресурсы и избавиться от непомерного бремени внешних и внутренних финансовых обязательств.
Понятно, что не мы единственные, у кого эта политика вызывает сопротивление, но на острие противостояния ей сегодня находится именно наша страна. У России и её руководства пока недостаточно сил и, будем честными, — политической воли, чтобы делать это на все 100 процентов. Тем не менее сначала в Сирии, а потом и на Украине, а также в ряде других случаев мы смогли показать США и их ведущим союзникам, что не будем больше, как ранее, следовать в их фарватере. Одновременно остальным государствам планеты Россия демонстрирует не двойную мораль «исключительности» одних и ущербности других, а готовность вести уважительный политический и мировоззренческий диалог, совершенствовать отношения на основах равноправия, справедливости и взаимной выгоды.
Основы объединения БРИКС
Своё в чём-то отличное, но в главном схожее видение актуальной действительности и будущего планеты имеют наши партнёры по БРИКС. Главное, что нас объединяет, — это усиливающееся неприятие «права сильного» в международных делах, которое к тому же фарисейски маскируется биркой «права самого демократичного». Нет, как говорится, худа без добра: нарастание диктата Запада выступило катализатором объединительных и смыслоформирующих процессов внутри БРИКС. Фактически речь сегодня идёт о трансформации этого межгосударственного объединения в реально действующий самостоятельный механизм глобального управления.
Сильный импульс этому процессу был придан прошлогодней поездкой В. В. Путина по ряду латиноамериканских стран и на саммит БРИКС. Именно там, напомню, и прозвучали его слова, предельно точно отражающие минимальную задачу БРИКС: выработать систему мер, которая позволила бы не допускать травлю стран, не согласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников. И латиноамериканцы, надо отдать им должное, эту задачу услышали. В марте этого года одиннадцать стран Латинской Америки, входящие в так называемый «Боливарианский альянс», жёстко отреагировали на подписание президентом США Бараком Обамой декрета, объявляющего Венесуэлу угрозой для Соединенных Штатов и вводящего санкции против политических деятелей этой страны. В открытом письме они потребовали отменить его действие. Кто-нибудь слышал о столь ясно сформулированной позиции наших партнёров по различным структурам на пространстве бывшего СССР против введённых США и ЕС санкций в отношении России? А ведь, скажем, Белоруссию Россия не раз твёрдо поддерживала перед лицом американского и евросоюзовского давления…
«Многополярность» или два реальных полюса?
Но мало придать импульс, важно точно выбрать направление формирования нового глобального центра, а это зависит от правильного понимания сегодняшнего расклада мировых сил и тенденций развития. Сотрудничество в рамках БРИКС и роль этого объединения в мировой политике принято рассматривать в рамках так называемой многополярности. В ней многие, в том числе и в российских внешнеполитических структурах, усматривают некое желаемое состояние мировой политики. На мой взгляд, так называемая многополярность — это фикция, притупляющая остроту восприятия происходящего в мире. Даже чисто теоретически наличие множества равных по силе полюсов — это путь скорее к хаосу, чем к гармонии. Если же эти полюса по силе не равны, то более сильные так или иначе будут притягивать к себе тех, кто слабее. Да мы и на практике видим, как в ситуациях, угрожающих его интересам, Запад отставляет в сторону мимикрию и возвращается в состояние единого военно-политического и экономического кулака. И для противостояния этому кулаку необходим сплочённый и сильный второй полюс международной жизни. Именно так: не в качестве инструмента для обретения мирового господства, а в качестве гарантии от диктата и гегемонии тех, которые хотят весь мир нивелировать под свой шаблон.
В такой роли уже в недалёком будущем я вижу БРИКС как объединение, имеющее многонациональный и поликультурный характер. Эта качественная особенность носит принципиальный характер, ибо только она в отличие от западного «демократического» — а на деле, олигархо-охлократического — тоталитаризма гарантирует созидательный характер этого нового полюса в противовес разрушительным последствиям деятельности полюса американского. Вот под углом формирования такого полюса, как составляющую часть этого процесса, я бы и предложил рассматривать нашу политику в отношении БРИКС.
Российско-китайская основа: не всё так просто
Главной несущей конструкцией второго полюса международной жизни в виде БРИКС призван стать российско-китайский союз. В этом деле нам с китайцами есть на что опереться; причём я имею в виду не только лучшую часть опыта XX века, но и опыт совместного пребывания в едином государстве чингисхановой Орды, объединявшем народы различных вероучений и традиций (говоря это, исхожу из того, что примитивное понимание «монголо-татарского ига» думающий читатель давно преодолел). Но хотят ли такого союза китайцы, и если хотят, то на каких условиях? В схожем ли с нами ключе они видят роль БРИКС и свои отношения с нами? В чём перспективная цель их политики в отношении США и Запада в целом, а также активно развивающегося в последние годы сотрудничества с финансовой империей Ротшильдов?
Всё это серьёзные вопросы для отдельной статьи, которую, конечно, более с руки писать китаеведу. В этом материале отмечу лишь две, но весьма существенные, на мой взгляд, для российско-китайского взаимодействия детали.
История последних тридцати лет, ставших периодом нормализации и улучшения отношений между сначала СССР и Китаем, а потом Россией и Китаем, — это история уступок именно с нашей стороны. Поэтому, например, и в важнейшем для России вопросе о Крыме Китай занимает сегодня крайне осторожную и далёкую от российской позицию (уважение суверенитета и территориальной целостности Украины, решение вопроса о Крыме за столом переговоров), ориентируясь главным образом на свои собственные интересы в контексте проблем Тайваня, Синьцзяна и Тибета. Другими словами, идти нам навстречу Китай не привык.
Нельзя также исключать, что Пекин захочет сам составить второй полюс мировой политики, рассматривая все остальные многосторонние структуры с его участием как средства осуществления именно этого проекта. Если внимательно присмотреться к современному содержанию концептов «Мечта Китая» и «Дух Китая», то можно увидеть немало предпосылок к этому. Да и «опережающая» инициатива Китая по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (тоже не без участия Ротшильдов), в число учредителей которого вошли многие не только азиатские, но и европейские страны, говорит скорее в пользу такой оценки. Увлекшись работой по созданию Банка БРИКС, Россия несколько промешкала со своей реакцией на идею создания АБИИ, но вовремя спохватилась и тоже вошла в число его учредителей. Это было правильным решением, поскольку обе эти финансовые организации способны послужить решению главной для нас задачи: укреплению в мире основ альтернативной финансово-экономической политики, независимой от диктата существующих мировых финансовых структур, напрямую контролируемых американцами.
Наши задачи
Подводя итог: удержание Китая в рамках «коллективного» второго полюса мне видится важнейшей перспективной задачей нашей страны в БРИКС, да и всей нашей внешней политики в целом.
Что касается других, помимо вышеперечисленных, вопросов повестки дня российского председательства в БРИКС, связанных с глобальной безопасностью, финансово-экономическим сотрудничеством (создание пула резервных валют) и регулированием интернета, то во всех них суть деятельности БРИКС и нашего председательства также сводится к преодолению монополизма США и обеспечению гарантированной защиты интересов стран-членов от внешнего диктата. Весьма перспективным направлением видится область межпарламентского диалога в рамках БРИКС, благодаря которой не только Россия, но и мир в целом могут получить пример здорового и действительно содержательного общения законодателей, альтернативного выхолощенному проамериканским сервилизмом духу европейских межпарламентских мероприятий.
Историческое время сегодня предельно сжато, да и сама БРИКС находится на важнейшей начальной стадии своего нового и весьма перспективного качества. Соответственно, год своего председательства Россия должна провести с максимальной отдачей и пользой. Это сегодня, пожалуй, одно из важнейших, если не самое важное, направление международной политической работы по возвращению нашей стране качества действительно суверенной державы.
Остаётся добавить, что для того, чтобы во всём этом вовне нам сопутствовал успех, мы должны быть внутренне собранны и целеустремлённы.