Почти половина всех транспортных субсидий в Чувашии направляется на перевозку 0,44% пассажиров электричек. Субсидии на пригородные железнодорожные перевозки в 14 раз выше, чем на автобусные, при этом электрички значительно теряют популярность: если в 2013 году на один вагон приходилось 18,4 пассажиров, то в 2014 году — 13,4.

В Чувашии цены на пригородные железнодорожные пассажирские перевозки возрастут на 12,5% — с нынешних 24 рублей (за одну 10-километровую зону) до 27 рублей. Однако прибыль этот вид перевозок, по расчётам чувашских властей, будет приносить при цене в 45 рублей, а по данным пассажирской компании (ПК) «Содружество» — при 67 рублях. Резко разнятся и суммы выпадающих доходов: ПК просит компенсировать 95 млн рублей, местные власти настаивают на 69 млн рублей и пропагандируют автобусные перевозки, подчёркивая огромную разницу в бюджетных затратах и эффективности: на одного перевезенного электричками пассажира приходится 58,7 бюджетных рублей, автобусами — всего 4,2 рубля, в то время как пригородное сообщение востребовано менее чем у 1% пассажиров. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, данный вопрос был поднят сегодня, 9 апреля, на заседании правительства Чувашии.

Кабинет министров одобрил повышение тарифов на перевозку пригородные железнодорожные перевозки, которые организованы по пяти маршрутам: «Канаш — Казань», «Чебоксары — Канаш», «Канаш — Алатырь», «Алатырь — Красный Узел», «Сергач — Канаш». Глава Госслужбы по тарифам Чувашии Альбина Егорова сообщила, что в настоящее время пассажиры платят 24 рубля за каждые 10 км в размере. Стоимость перевозок возрастёт до 27 рублей. Это — вторая по дороговизне стоимость перевозок среди регионов Поволжья: выше только в Марий Эл (89,45 рублей), минимальная цена — в Татарстане (12,6 рублей).

В службе по тарифам Чувашии подчёркивают, что экономически обоснованный тариф пригородного сообщения составляет 44,97 рублей, а по расчётам компании «Содружество», которая выполняет пригородные перевозки в республике с 2011 года, — 67,27 рублей.

Альбина Егорова привела ряд расчётов ПК. Так, «Содружество» плановые расходы рассчитало на уровне 147,8 млн рублей, из них выпадающие доходы — 95,1 млн рублей. При этом компания исходила из снижения на 27% объёмов пассажирооборота. В Госслужбе считают, что расходы прогнозно составят 135,5 млн при сохранении объёма перевозок, а выпадающие доходы компании — ориентировочно 68,8 млн рублей.

На заседании правительства было акцентировано внимание на том, что автомобильным транспортом перевезено 58% пассажиров. «Содружество» в 2014 году перевезло 760 тыс. человек, что составляет 0,44% от общего числа пассажиров наземного транспорта. Из них 25% — это федеральные льготники, 12% — железнодорожные льготники, 11% — учащиеся, 52% — пассажиры, оплачивающие полную стоимость билетов. Средняя наполняемость вагонов снижена: в прошлом году на один вагон приходилось 13,4 пассажиров, в 2013 году — 18,4.

«При этом из республиканского бюджета Чувашии на финансирование пригородных железнодорожных перевозок выделено 44,5 млн рублей, что составляет 43% от общего объема средств, предусмотренных на перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам. Субсидии на перевозку автомобильным транспортом составили 41,4 млн рублей. Таким образом, на одного перевезенного пассажира железнодорожным транспортом приходится 58,7 рублей бюджетных средств, автомобильным транспортом — всего 4,2 рубля. Разница 14-кратная», — сообщила Альбина Егорова.

Премьер-министр Иван Моторин заметил, что наибольшую часть средств (84%) ППК направляет РЖД: «И мы фактически регулируем только 16% в структуре затрат, остальное платим по факту, как нам предъявили. Мы уже какой год пытаемся добиться, чтобы нам были представлены все расчёты. 43% субсидий мы направляем не понятно на какие цели».

Премьер поручил «возможности все-таки пропагандировать альтернативный транспорт по перевозке пассажиров»: «Потому что иначе это — путь в никуда. Можно и 89 рублей установить, но не будет пассажиропотока. И сегодня мы видим: пассажиров нет. Что это за поезд, когда 13 пассажиров в составе? Даже в маршрутке в городе вместимость больше. Через год-два, возможно, если не будет экономической составляющей у этого вида транспорта, он просто канет в лету», — считает Иван Моторин.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО «РЖД» больше не является пригородным перевозчиком, скинув убыточный вид перевозок на регионы и десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% — местным властям. ППК теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (то есть местные власти) способны оплатить.

Напомним, в начале 2015 года в связи со сложной финансовой ситуацией в регионах перестали ходить электрички. 4 февраля 2015 года президент РФ Владимир Путин потребовал немедленно восстановить прекращенное пригородное сообщение поездов по всей России. «Вы предложили набор мер, но чем раньше занималось правительство? Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли? — заявил Путин, обращаясь к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. — Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы». Пригородное движение в регионах восстановили. РЖД получило 25 млрд рублей компенсации затрат на пригородные перевозки пассажиров. Вместе с тем объём субсидирования пассажирских перевозок регионами остался на прежнем уровне.