Украина рискует стать первой европейской страной, объявившей суверенный дефолт по своим еврооблигациям

На фоне переговоров Киева о новом транше МВФ всё острее встаёт вопрос о судьбе российского кредита Украине в размере $3 млрд. Небольшая справка: в конце 2013 года тогдашний президент Украины Виктор Янукович договорился с Россией о предоставлении кредита в размере $15 млрд. Деньги должны были быть предоставлены Украине через выкуп её еврооблигаций (уже тогда многие эксперты указывали на то, что это решение противоречит российскому законодательству, поскольку украинские облигации никак нельзя было отнести к ценным бумагам с самой высокой степенью надежности).

Решение о российском кредите последовало сразу после заявления украинского правительства о паузе в подписании Соглашения об ассоциации с ЕС. Первый транш от России на сумму $3 миллиарда поступил перед Новым годом. Однако в стране верх брал Евромайдан, и от второго транша страна отказалась, а через несколько дней на Украине произошла смена власти. Больше траншей от России не поступало, а новое правительство планировало рассчитаться с российским долгом в конце 2015 года (по крайней мере такие заявления делались весной 2014 года). Но практически новая киевская власть стала делать посылы, что законность предоставления (и следовательно погашения) этого кредита весьма сомнительна: мол, кредит брал Янукович — пусть он за него и отвечает (правда, первый купонный платёж в июне 2014 года в размере $73,3 млн Киев осуществил корректно). Вполне революционная логика.

Москва какое-то время делала вид, что проблемы не существует, но когда деньги на обслуживание кредита не были заложены в бюджет Украины на 2015 год, серьезно забеспокоилась. Сейчас (после получения первого транша кредита МВФ ) у Киева есть деньги на обслуживание и даже частичное погашение российского кредита — в марте золотовалютные резервы Национального банка, по оперативным данным, увеличились на 77,2%, или на 4,35 млрд долларов, составив на 1 апреля 9,970 млрд долларов.

Но киевские власти явно не спешат платить по кредитам и всё активнее ставят вопрос о реструктуризации внешних долгов. Реструктуризация должна включать внешние долги, возникшие до 28 февраля 2014 года, гарантированные государством внешние долги и квазисуверенные долги (еврооблигации государственных банков, «Укрзализныци», города Киева).

По оценкам украинских экономистов, в итоге держателям облигаций, возможно, придётся согласиться на сокращение основной суммы на 40-50% при снижении купонных выплат до 4%. Украина привлекла в качестве консультанта при переговорах о реструктуризации инвестбанк Lazard. По такой схеме Россия может потерять от $1,2 до 1,5 млрд, и такая перспектива Москву явно не радует.

Россия ожидает погашения долга Украины на $3 млрд в декабре и не собирается его реструктурировать, заявил журналистам министр финансов России Антон Силуанов. «Позиция у нас изложена была по этому вопросу, она не меняется», — сказал он. Ранее министр говорил, что Россия не готова реструктурировать долг Украины. Силуанов напомнил, что Москва имеет основание потребовать досрочного погашения долга из-за нарушенного ковенанта долг/ВВП, но не делает этого. «С другой стороны, мы ждём декабря текущего года, $3 млрд, как это было обещано», — подчеркнул министр финансов России. Так как ситуация будет развиваться дальше? В случае невыплаты очередного купонного платежа у Москвы будет три варианта.

Первый — продать еврооблигации Украины на вторичном рынке. Но дисконт при продаже может достигнуть 50 и больше процентов (то есть прямые потери российского бюджета будут от 1,5 млрд долларов и выше).

Второй — согласиться на предложение Киева о реструктуризации долга (без этого решения Украина просто не получит новый транш МВФ) и присоединиться к клубу кредиторов, который сейчас ведёт переговоры с Киевом об условиях списания части долга.

Третий — предъявить украинские еврооблигации к оплате и тем самым по факту запустить процесс суверенного дефолта Украины. Причём процесс неуправляемого дефолта (не только государственного, но и подавляющей части корпоративного сектора страны).

С одной стороны, в этом случае РФ может требовать наложения ареста на государственное имущество Украины за рубежом: те же счета, а также недвижимость (здания посольств, консульств, торговых представительств). Украина уже сталкивалась с практикой ареста ее госсобственности за рубежом — в 2003-2004 годах были арестованы два украинских сверхтяжёлых самолета «Руслан» по иску TMR Energy Limited.

С другой — еще в конце 2013 года президент России Владимир Путин так оценил объем российских кредитов: «Украинские заёмщики в сумме должны российским банкам порядка 30 млрд долларов. Наши банки — Сбербанк, „Газпромбанк“, ВЭБ и ВТБ предоставляют кредиты украинским партнёрам, делается это на регулярной основе». Вряд ли перспектива потери таких больших средств на Украине вызывает в Москве оптимизм. Кроме того, объявление дефолта сделает экономику Украины окончательно неуправляемой, и вопрос платежей за российский газ вновь станет постоянной головной болью Москвы.

И в Киеве это прекрасно понимают. Явно не хочет дефолта Украины и МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) ещё не принял решения о статусе $3 млрд долга Украины перед Россией (сама постановка вопроса крайне опасна для РФ, поскольку раньше никто не ставил под вопрос статус этого кредита). Об этом заявил представитель Фонда Уильям Мюррей. «Определенной позиции по этому вопросу у Фонда нет», — цитирует Мюррея пресс-служба МВФ. Ранее Мюррей отмечал, что считает этот долг относящимся к обязательствам частного сектора. С одной стороны — признание долга перед Россией по еврооблигациям выводит его из обязательных требований МВФ о реструктуризации официальных долгов, в то время как на частные обязательства это требование не распространяется. Но с другой — РФ фактически лишается такого рычага давления, как угрозы объявления суверенного дефолта Украины. Правила МВФ запрещают фонду кредитовать страны, объявившие дефолт по кредиту только в официальном секторе. Отказ оплачивать российский долг формально не закроет программу финансирования МВФ Украины, а Фонд сейчас — основной финансовый донор Киева, хотя отказ оплачивать еврооблигации очень серьёзно ухудшит статус Украины на международном (прежде всего европейском) рынке капиталов. Украина рискует стать первой европейской страной, объявившей суверенный дефолт по своим еврооблигациям, и именно в таком качестве президент Украины Пётр Порошенко и премьер Арсений Яценюк могут войти в мировую экономическую историю.

Есть ли выход, который устроит и Москву, и Киев? Возможно, решением была бы передача российским инвесторам в счёт долга тех стратегических предприятий Украины, которые планируются к приватизации в 2015 году (список их сейчас активно обсуждается в украинском Кабмине). Нет сомнения, что такой шаг стал бы очень мощным толчком для выравнивания отношений между Москвой и Киевом. Но, к сожалению, время здравого смысла и спокойного экономического расчёта на Украине ещё не пришло.

Из истории с предоставлением кредита в $3 млрд Киеву можно сделать ещё один очень важный вывод: Москва так, к сожалению, и не научилась прогнозировать ситуацию на постсоветском пространстве и отсутствие реального влияния на политические процессы в странах СНГ пытается заменить массированным предоставлением финансовых средств якобы лояльным режимам.