Обострение ситуации связывают с борьбой различных этно-финансовых групп с действующей властью в городе

Руководитель пресс-службы дербентского музейного комплекса «Нарын-кала» Вячеслав Стародубец, пострадавший при нападении на него трех неизвестных людей в масках 5 апреля, переведен из больницы Дербента в частную клинику Махачкалы. Данный инцидент привлек общественное внимание к политической ситуации в Южном Дагестане. По мнению политолога Милрада Фатуллаева, политическая ситуация в Дербенте связана с подготовкой к предстоящему в сентябре 2015 года 2000-летнему юбилею Дербента.

«С начала года более чем зримой характерной особенностью этого главного события в древнейшем городе, да и в Дагестане в целом, становится обострение борьбы различных этно-финансовых групп с действующей властью в городе, прежде всего направленной против главы городского образования „город Дербент“ Имама Яралиева, — рассказал Фатуллаев корреспонденту ИА REGNUM. — Обращает на себя внимание использование различных ресурсов в противостоянии с мэрией, начиная от традиционного административного ресурса и заканчивая медийными структурами, с использованием новых информационных технологий и молодежного движения. Все акции, проводимые так называемыми группами противостояния, носят циклический характер, как правило, с созданием искусственного информационного повода и накануне важных событий, например, визита в регион полпреда президента в СКФО Сергея Меликова».

По мнению политолога, избиение 5 апреля Вячеслава Стародубца произошло неслучайно накануне приезда Сергея Меликова в республику. «Пострадавший обвинил в случившемся городские власти по той причине, что он неоднократно их критиковал на своих страничках в сети Интернет. Инцидент с блогером обращает на себя внимание местных наблюдателей и экспертов еще и потому, что названные две соцгруппы, как и само явление москвича Стародубца в Дербенте с 2009 года, считаются проектами наиболее влиятельного в недавнем прошлом в городе депутата Госдумы РФ Мурада Гаджиева. До победы Имама Яралиева на выборах в 2009-2010 годах, Гаджиев возглавлял Горсобрание Дербента, был известен как владелец крупнейшего в регионе Дербентского коньячного комбината», — рассказал Милрад Фатуллаев.

Как считает политолог, создавший информационные структуры в городе Гаджиев имеет своих сторонников среди чиновников дербентского муниципалитета, под его влиянием находится другая заметная фигура в лице директора Дербентского историко-культурного музея-заповедника «Нарын-Кала».

«Говоря об общей ситуации в городе, следует заметить, что именно соцгруппы Стародубца и несколько азербайджанских СМИ (Day.az, Lent.az, Azeri.az) оказались пионерами сброса сенсационной информации о разрушении в середине января текущего года гробницы шиитского религиозного деятеля Миргафара Сеидова на кладбище „Шихсалар“. За этим последовали акты вандализма в отношении памятников Низами Гянджеви, памятника герою Великой Отечественной войны. Все это стало основанием для проведения несанкционированного митинга с организацией флешмоба и распространением информации в СМИ. Причем с попытками обвинить в этом опять-таки власти Дербента и поднять градус напряжения в межнациональных и межрелигиозных отношениях», — отмечает эксперт.

Названная группа Мурада Гаджиева, считает Милрад Фатуллаев, является инициатором приведения к власти на должность замглавы горадминистрации ставленника из Махачкалы Азади Рагимова. Несмотря на то, что давление на мэра Дербента возымело действие, и протеже из дагестанской столицы занял кресло в Дербенте, Рагимов не смог избавиться от приставки врио. Его кандидатура, по мнению политолога, не имеет шансов на утверждение в должности в Городском собрании, где сильны позиции Имама Яралиева.

Кроме того, Дербентский городской суд признал необоснованными оба возбужденных против Яралиева уголовных дела по фактам превышения служебных полномочий при реализации с торгов 15 соток земли.

«Эффективное противостояние давлению и прессингу Махачкалы и дербентских оппозиционных групп на местные власти не стало примером для повторения в других муниципалитетах Дагестана. Наиболее заметные попытки отстоять свои позиции предпринял многолетний глава Дербентского района Курбан Курбанов, но после возбуждения против него уголовного дела и заключения на два месяца под домашний арест, он потерял свои позиции и сторонников. Борьба клана Курбановых, тем не менее, не позволила Махачкале переформатировать власть в самом богатом районе Дагестана. Здесь за три месяца сменились три главы. Возглавляющий в настоящее время Дербентский район Магомед Джалилов также считается временной фигурой», — заключил эксперт.

Между тем, как сообщил ИА REGNUM руководитель Общественного антикоррупционного совета «Огни» Магомед Ханмагомедов, на данный момент в Дербенте не имеется каких-либо серьезных групп, которые могут противостоять действующей городской власти. «Сама система выстроена так, чтобы не было конкурирующих сил, — говорит Ханмагомедов. — Для того чтобы прийти к власти в муниципалитете, достаточно иметь доступ к республиканской власти. В противном же случае ты не конкурент. Политической борьбы или политических выборов в стране уже нет давно».

Между тем, как считает эксперт, позиции нынешнего главы города Имама Яралиева остаются твердыми, несмотря на возбуждение в его отношении двух уголовных дел, которые в последующем были отменены Дербентским городским судом. «Шумиха вокруг этих дел улеглась. И на главе города она никак не отразилась, по крайней мере, по его выступлениям и заявлениям этого не видно», — говорит эксперт.

По его мнению, новый глава Дербентского района сейчас не принимает активного участия в политической жизни города, «у него отдельное муниципальное образование, в котором и так хватает своих проблем», а группа предыдущего главы Курбана Курбанова надеется на справедливое правосудие, «которого, к сожалению, в республике нет». «С момента, когда начались гонения со стороны правоохранительных органов на Курбана Курбанова, некогда лучший Дербентский район, сейчас стал стремительно деградировать, и от него остались одни ошметки. Создавали этот успешный район долгие годы, а разваливают так все быстро», — отметил Магомед Ханмагомедов.

Напомним, 5 апреля 2015 года в Дербенте трое неизвестных лиц в масках избили журналиста и сотрудника Дербентского историко-архитектурного художественного музея-заповедника Вячеслава Стародубца, который также является одним из авторов информационных проектов «Жемчужина Юга» и «Мой Дербент».