Публичные споры относительно введения в интернете глобальной лицензии, которая предполагает дополнительную плату для пользователей сети в 25 рублей в месяц, чтобы оплатить музыкантам, работникам киноиндустрии и писателям их труд, вышли на новый уровень. Режиссер Никита Михалков отверг критику в свой адрес и предложил интернет-индустрии совместно обсудить рабочую модель вознаграждений авторам в интернете. По его мнению, законы об авторских правах в Рунете работают недостаточно эффективно и их необходимо менять, при этом деньги на развитие творческих мастерских нужны уже сейчас.

Концепцию глобальных лицензий предложил осенью 2014 года Российский союз правообладателей (РСП), президентом совета которого является Михалков. Одновременно был представлен проект поправок в IV часть Гражданского кодекса, регулирующую авторские права в России. Новшества предполагают, что пользователи интернета станут регулярно перечислять своему провайдеру фиксированную сумму — 25 рублей в месяц. Эти деньги будут направляться в пользу правообладателей — в качестве оплаты глобальной лицензии на использование контента: то есть пользователи смогут легально смотреть и обмениваться любым контентом без ограничений.

Как подчеркнул директор Российского союза правообладателей Сергей Федотов, идея состоит в том, что рядовые граждане будут платить за легальный контент в интернете на порядок меньше, чем сейчас, а правообладатели будут получать на порядок больше, чем они сейчас получают.

В вопросе защиты прав в интернете мы исходим из интересов правообладателей и потребителей, которые могут с чистой совестью, платя 25 рублей в месяц — 300 рублей в год, легально пользоваться практически любыми произведениями", —  отметил Михалков.

Режиссер полагает, что закон, который сейчас действует, «очень слабо работает». «Вообще, в массе своей наш человек устроен так, что он испытывает какой-то, я бы сказал, азарт, бесплатно скачивая художественные произведения в интернете. И, главное, получает от этого удовольствие. А ведь это по сути воровство. И нам кажется, что получать от воровства удовольствие — не очень хорошо. А если посмотреть на это с другой стороны, то любой человек, чей творческий труд просто грубо и бесплатно скачивают, имеет совершенно естественное право возмутиться», — уверен Михалков.

Эксперты Ленты.ru полагают, что одним из недостатков антипиратского закона является отсутствие в нем указаний на какие-либо преференции или специальные процедуры для правообладателей при взыскании убытков с нарушителей их прав. Взыскать с владельца сайта-нарушителя убытки, в том числе в форме компенсации, практически невозможно, особенно в тех случаях, когда владелец сайта находится за пределами территории России и не подчиняется российскому законодательству.

Как сообщил Федотов, на общественных слушаниях в Минкультуры обсуждался вопрос о категориях граждан, которые будут освобождены от этого авторского сбора. Среди них — образовательные учреждения, которым необходимо дать возможность пользоваться контентом бесплатно, учреждения социальной направленности и другие.

«Мы предполагаем, что эти деньги должны платить работающие люди, у кого такая возможность есть. Человек, покупающий дорогостоящее мобильноe устройство, предполагает, что он будет заходить с его помощью в интернет, слушать и обмениваться с друзьями музыкой, фильмами, видеороликами. Взять, к примеру, интернет-вещание. Вы смотрите передачи в интернете на сайте канала и думаете, что легально, хотя это ведь тоже набор чьих-то прав, в том числе композиторов, поэтов, аранжировщиков, рекорд-компаний. И они — обладатели прав — должны получать свое вознаграждение», — считает Федотов.

Он также отметил, что в выигрыше после введения глобальных лицензий будут и производители иностранных фильмов, и интернет-кинотеатры, которые их транслируют. Легальные площадки платят большие авансы правообладателям за возможность продавать их произведения. Особенно большие гонорары получают иностранные авторы. Расходы закладываются в стоимость услуги.

«С введением глобальной лицензии из стоимости услуги уходит цена прав. То есть теперь не нужно платить аванс, который площадка „отбивает“ в течение нескольких лет. Получается, она сможет выйти на прибыльность не через семь лет, как раньше, а через год. В конечном итоге и гражданам услуга обойдется дешевле. Глобальная лицензия может обеспечить правообладателям, в числе которых и западные компании-мейджоры, прибыль в десятки раз большую, чем у них сейчас. Российским платформам, которые продают их музыку, мы тоже упрощаем модель. В результате наиболее популярными платформами будут те, где самый удобный сервис», — уверен Федотов.

В большом интервью «Ленте.Ру» Никита Михалков и Сергей Федотов вновь прояснили свою позицию относительно глобальной лицензии. Федотов, в частности, обратил внимание, что сегодня музыка, кино и литература практически полностью ушли в интернет, и «в этой ситуации всем очевидно, что необходим действенный механизм оплаты труда творческой интеллигенции». «Деньги на развитие кино-, музыкальной и литературной индустрии нужны сейчас. Мы предлагаем проект, который уже через год будет приносить совершенно конкретные плоды», — отметил директор РСП.

Михалков подчеркнул, что готов к диалогу с интернет-индустрией, чтобы найти приемлемый механизм реализации оплаты труда творческих работников в интернете.

«Мы ни у кого ничего не хотим отбирать, а только предлагаем модель, которая более демократична, чем та, что сейчас действует на рынке. Хотим понять, как это можно лучше реализовать. И, безусловно, мы с радостью принимаем предложения интернет-компаний сотрудничать в данном вопросе. Это необходимо обсуждать с интернет-сообществом», — подчеркнул режиссер.

По его словам, сейчас важно понять, как эффективнее осуществить проект глобальной лицензии в России. «Необходимо публично, спокойно, положив все карты на стол, вместе с интернет-сообществом нарисовать совместную схему реализации этой идеи. И мы к этому готовы. Более того, мы тоже в этом заинтересованы. На пути к реализации проекта есть задачи, которые не можем решить без экспертизы индустрии, потому что это — сугубо технические процессы и профессионалы разбираются в них лучше, чем мы», — сказал режиссер.

Проект глобальной лицензии поддержали в Минкультуры, а в Минкомсвязи выступили категорически против. В результате многим показалось, что проект подвис и, как сообщали СМИ, Михалков в марте искал поддержки в данном вопросе на встрече с президентом Владимиром Путиным. Михалков это категорически отрицает. По его словам, Михалкова, с президентом он обсуждал совсем другие вопросы.

«Мы ничего не делали за спиной. Была придумана идея, ее сформулировали, показали Министерству культуры, первому вице-премьеру Шувалову, тот докладывал президенту. Но в интернете это вызвало эффект „взорвавшейся бомбы“. А чего негодовать, биться в истерике? Мы готовы обсуждать идею. А вместо обсуждения начали поливать проект грязью. „Михалков такой-сякой пошел к Путину, чтобы тот приказал…“. Но это же бред! Говорить, что Михалков наткнулся на сопротивление и решил пойти к президенту, чтобы тот приказал принять закон, — идиотизм! Я не знаю, какие горячечные мозги нужно иметь, чтобы прийти к такому выводу», — заявил режиссер.

Отвечая на критику, Михалков добавил, что герой «Сибирского цирюльника» Полиевский об этом очень хорошо сказал: русская зависть, говорил он, особенная, она вообще является движущей силой нашего общества. «Одни завидуют, что это не они это придумали. У других просто начинается диарея при упоминании моего имени. Третьи не хотят работать, а тут действительно большая работа. Четвертые просто не желают делиться с правообладателями», — подчеркнул режиссер.

«Нас не любят те, кто нас не знает. Никто из тех, кто за спиной нас критикуют, в том числе и глобальную лицензию, в глаза нам ничего не говорят. Они либо орут в толпе, когда толпа сзади, либо за глаза», — сказал режиссер.