Власти Белоруссии не признают за обладателями паспортов России и Белоруссии особых прав, позволяющих не уплачивать «налог на тунеядцев» — установленный Александром Лукашенко «сбор на финансирование государственных расходов» постсоветской республики

Белорусские «тунеядцы»/"иждивенцы" будут убирать кладбища и камни с полей, и примерно 10 тыс иностранцев, в т.ч. граждан России, может постигнуть такая участь, если они не заплатят специальный «сбор на финансирование государственных расходов». Об этом говорится в опубликованных 6 апреля госинформагентством БелТА материалах оnline-конференции «О предупреждении социального иждивенчества».

«В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов. МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Белоруссии», — проинформировал начальник департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун.

Обладателям одновременно паспортов Белоруссии и России представитель МВД РБ пояснил: «В соответствии с законом о гражданстве Республики Беларусь за белорусским гражданином не признается гражданство другого государства. В этой связи для всех правоотношений в Белоруссии вы являетесь ее гражданином, постоянно проживающим в стране».

Отвечая на вопрос, будут ли платить налог бомжи, Бегун сказал: «Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3».

Отказавшиеся от уплаты спецсбора будут лишены права выезда из Белоруссии даже в Россию (об этом ранее позаботилось правительство РФ), подвергнуты штрафам и «общественно полезным работам». Бегун: пояснил: «Общественно полезная работа — это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов».

Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков не смог пояснить, на что конкретно будет потрачены средства сбора, отметив лишь: «Декретом устанавливается порядок взимания сбора. Он будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу этих органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач». Также осталось невыясненным, почему власти постсоветской республики до сих пор не перешли к единому сбору с граждан.

Ковальков сообщил интересные данные о состоянии рынка труда постсоветской республики. Оказывается, спрос на рабочую силу снизился, а количество зарегистрированных безработных выросло. «На 1 марта нынешнего года наниматели заявили в службу занятости о 26,5 тыс. вакансий, на учете состояло 35,9 тыс. безработных, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8% от численности экономически активного населения (при прогнозе на конец года — 1,5%)», — сказал он.

По словам Ковалькова, «сумма в размере 20 базовых величин ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году».

Чиновник сообщил также, как деятели типа Иосифа Бродского в нынешних условиях смогли бы избежать уплаты «налога на тунеядцев». Он обратил внимание на п. 5 декрета, где сказано, что к периоду участия в финансировании госрасходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом. Т.о., члены союзов журналистов, композиторов, писателей и т.д. (особенно проправительственных) не должны особо беспокоиться. Исходя из данных пояснений, можно также сделать вывод о том, насколько разное представление о «тунеядстве» было у властей СССР и руководства постсоветской республики.

Начальник главного управления налогообложения физических лиц министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько своеобразно прокомментировал довод о том, что граждане участвуют в финансировании госрасходов через приобретение различных товаров и услуг (продавец уплачивает НДС и другие налоги, — прим. ИА REGNUM). «На этот вопрос можно ответить, что дело в социальной справедливости. Ведь работающие граждане также покупают товары в магазине, но помимо этого еще уплачивают и подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения», — сказал Рассолько.

Он также пояснил: «В соответствии с декретом гражданин обязан заплатить в бюджет сбор на финансирование госрасходов за соответствующий год в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января налогового периода».

Работающие в России граждане Белоруссии освобождены от уплаты спецсбора в случае, если они «фактически находились на территории Белоруссии менее 183 календарных дней», сказал Рассолько. При этом он поставил под вопрос презумпцию невиновности, отметив: «Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально».

По словам Рассолько, потенциальному плательщику сбора необходимо будет документально доказать отсутствие или присутствие на территории Белоруссии. Чиновник сообщил также, что гражданин мог бы доказать отсутствие обязательств по уплате сбора в соответствии с п.11 декрета: «Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца».

Как сообщало ИА REGNUM, 2 апреля Александр Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» — документ введён в действие «задним числом» (с 1 января) и предусматривает взимание специального сбора с безработных граждан Белоруссии и иностранцев. Вопреки обещаниям властей и ожиданиям специалистов, в «декрете о тунеядцах» не появилось юридически значимого толкования термина «тунеядец», что не помешало цитировать документ именно под ожидаемым названием.

Отметим, власти не первый год заявляют о назревшей необходимости покончить с «тунеядством», оперируя цифрами 400-600 тыс. граждан трудоспособного возраста, не занятых в экономике. При этом численность официально зарегистрированных безработных служит решению пропагандистских задач, не имея никакого отношения к реальному положению дел на рынке труда постсоветской республики.