Вице-президент Международного Конгресса промышленников и предпринимателей Илья Шпуров рассказал ИА REGNUM, может ли Красноярск быть конкурентоспособным городом

В последнее время все чаще в деловой практике стало появляться понятие «конкурентоспособности городов». Попробуем разобраться, что означает это словосочетание и можно ли применить его к сегодняшней ситуации в Красноярске.

На днях депутаты Горсовета активно обсуждали новый проект теплоснабжения Красноярска, поэтому остановимся подробнее на энергоэффективности как на актуальном и ключевом параметре уровня жизни горожан. Энергоэффективность — это рациональное использование энергетических ресурсов. То есть чем меньше энергии нужно для обеспечения, тем выше энергоэффективность и, соответственно, ниже затраты граждан и города на собственное жизнеобеспечение.

С понятием энергоэффективности тесно связана экология, которая является неотъемлемой частью безопасности жизни населения. Кроме того, задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. А в этих сферах расходуется до 40-60% муниципальных бюджетов, соответственно, энергоэффективность тесно соединена с бюджетной эффективностью поселений. В этой связи возникает вопрос об улучшении уровня конкурентоспособности Красноярска и его шансов стать более энергоэффективным и экологически чистым городом. В последние годы, по данным официальной статистики и документов края, деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении, и сейчас наш город не входит в число лидеров.

Критерии повышения энергоэффективности давно известны. В первую очередь это валовые расходы на отопление всего города и удельные расходы на отопление квадратного метра в год. Применительно к Красноярскому краю действует Постановление от 29 июля 2010 года N 422-п по стимулированию краевой деятельности по энергосбережению.

Чрезвычайно важно также отметить, что на сегодняшний день Красноярский край и сам краевой центр занимают третье место в России по масштабам загрязнения природы. В пятерку лидеров по загрязнению атмосферы входят ООО «Цемент» и ФГУП «Красмашзавод», ТЭЦ — ТЭЦ 1, ТЭЦ 2 и ТЭЦ 3. Основными источникам вредных выбросов в Красноярске является металлургия — 45,7 % и энергетика — 38,4 %. Состояние экологии края — это общая беда. И это большой минус, отодвигающий Красноярск на последние места в ряду конкурентоспособных городов.

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский в начале своей деятельности на посту главы региона одним из первых пунктов обозначал газификацию Красноярского края. По его словам природный газ должен появиться уже в течение 4-5 лет. Это позволило бы уйти от котельных, работающих на угле. Кроме того, использование локальных модульных котельных способствовало бы удешевлению жилищного строительства.

Однако, несмотря на заявления губернатора, в предлагаемой схеме теплоснабжения газификация не предусмотрена, равно как и существование эффективной малой энергетики, снижающей потери при транспортировке тепла. Какие же перемены может принести городу предложенная схема теплоснабжения? Повысит ли она его конкурентоспособность или усугубит существующие проблемы?

Сегодня Сибирской генерирующей компании принадлежат в городе три ТЭЦ, что составляет около 45% от всех источников тепла в городе. Согласно проекту новой схемы теплоснабжения, остальные котельные, должны быть закрыты. Далее предполагается возведение новых отопительных агрегатов (без генерации электромощности) на их ТЭЦ и переподключение всего города к ним.

Надо отметить, что предложенная схема полностью игнорирует Постановление от 29 июля 2010 года N 422-п. Результаты, к которым приведет принятие данной схемы теплоснабжения, затронут сразу все сферы функционирования города:

Экологические аспекты:

1) За счет того, что для сжигания на ТЭЦ используется дешевый уголь, расход угля и выбросы золы могут возрасти на 5-10%.

2) Две из трех ТЭЦ находятся внутри жилых кварталов. Проблема в том, что не приведено никакой экологической экспертизы. Для этих ТЭЦ не установлена санитарная зона с соответствующими обязатель-ствами перед жителями!

3) Красноярск находится в ущелье Енисея, плато вокруг него на сотни метров выше самых высоких труб ТЭЦ. Это значит, что отходы выветриваются плохо.

Экономические аспекты:

1) Переключение на облуживание от ТЭЦ повлечет существенные затраты на строительство тепловых сетей, которые лягут на плечи налогоплательщиков и жителей города.

2) В течение ближайших пяти лет около 10 млрд рублей дополнительных расходов упадет на город для компенсации тарифа.

3) В данной схеме отсутствует оценка затрат города и отдельного жителя на теплоснабжение до и после реализации проекта и нет описания технологии выполнения Федеральным законом о ежегодном снижении удельного потребления энергоресурсов.

4) При реализации схемы закрытия котельных и смежных производств сократятся налоговые платежи в бюджеты края и города.

5) При ликвидации муниципальных котельных КрасКом и КрасТЭК городской бюджет лишится налоговых и арендных платежей и останется с многомиллионным имуществом, с которым непонятно, что делать.

Социальные аспекты:

1) Закрытие 21 источника тепла приведет к увольнению 5 тысяч работников, что нанесет ущерб их семьям. В совокупности пострадают около 20 тысяч жителей города.

2) Часть городских котельных, предлагаемых к закрытию, технологически связана с деятельностью конкретных промышленных предприятий. Это вызовет понижение экономической эффектности этих предприятий и приведет их к закрытию. Итог — сокращение занятости в городе.

3) Уже сама публикация информации о плане закрытия предприятий теплоснабжения приведет к пересмотру кредитных рисков, срыву их долгосрочных контрактов и нанесению им прямого материального ущерба. Это во многом подрывает способность города к привлечению в него промышленных инвестиций и инвесторов.

Правовые аспекты:

1) Представленный проект теплоснабжения нарушает антимонопольное законодательство РФ.

2) Принятие плана может вызвать длительные и многочисленные судебные разбирательства и иски о компенсации ущерба со стороны пострадавших как к городу, так и к авторам новой схемы теплоснабжения.

Из вышеизложенного очевидно, что если принять предложенную схему сейчас, то можно ухудшить конкурентоспособность города, а не повысить ее уровень.

С другой стороны городу необходимо как можно оперативнее принять схему теплоснабжения, чтобы стало возможно нормативное регулирование со стороны города деятельности городских теплоснабжающих и теплотранспортных организаций. Возможно, в данных обстоятельствах стоит принять схему теплоснабжения города, которая существует сейчас. Фактически это приоритетная разработка городского закона об энергоэффективности, в которой необходимо установить нормативы и цели деятельности в области теплоснабжения города, создав дорожную карту с учетом требований энергоэффективности и экологии города. После этого уже на базе существующих требований и стратегических целей можно разрабатывать схему теплоснабжения, рассчитанную на длительный период и носящую обязательный характер для всех участников местного теплового рынка.