По разным подсчётам, на митинге «За свободу творчества» 5 апреля в Новосибирске собралось от 2,5 до 5 тысяч человек. У собравшихся были не только кадровые требования, но требование доработки статьи Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих

По оценке мэрии Новосибирска, в митинге в защиту свободы творчества и отмены цензуры 5 апреля на площади Ленина перед театром оперы и балета собралось около 2,5 тысяч человек. По неофициальным данным, митингующих было около 5 тысяч человек. На митинге не выступали политики, актёров Оперного театра тоже не было, поскольку одновременно с митингом новый директор театра Владимир Кехман проводил сбор труппы.

«Писатели, авторы, режиссёры — люди творческие, и очень часто творят в одиночестве. И когда они свой труд показывают зрителям, то появляются те, кому это не нравится. Разве мы не имеем право делать выбор сами? Россия — страна свободная. Чтобы в ней не происходило, с какими бы процессами мы не сталкивались, мы должны делать выбор сами. Но любой художник должен помнить о мере и вкусе. Получить какие-то результаты мы можем только вместе, только тогда, когда поймём друг друга и действительно скажем — мы свободны», — сказал, выступая на митинге, новосибирский писатель Геннадий Брошкевич.

«Вся проблема в том, что на территории, которая называется „искусство“, есть место не только цветам и аплодисментам, но и дискуссиям и жарким спорам. Но нет места запретам. Если запрещать, значит запрещать само искусство. Думаю, что люди отнимая у художника неотъемлемое право не только на эксперимент, не только на размышление во всех направлениях, но и на ошибки и на заблуждения, они просто лишают его профессии. Он перестаёт быть художником. Видимо эти люди хотят, чтобы из России была изгнана живая культура и живое искусство и заменены муляжами радиоуправляемыми», — высказал своё мнение актёр театра «Красный факел» Владимир Лемешонок.

«Когда я шёл на это мероприятие, я вдруг понял одну простую вещь — не столь важно, что мы здесь сегодня будем говорить, гораздо важнее, сколько нас сегодня сюда придёт, и чего мы не будем говорить. Я был на премьере спектакля и обнаружил одну удивительную вещь, что сюжет оперы в целом вполне христианский: и по своему содержанию и по своему моральному посылу. И удивительным образом, то, что происходило на сцене, воспроизвелось за пределами театра, повторилось на улицах нашего города, и в стране в целом. И это говорит не столько о гении Вагнере, сколько о невежестве части нашего общества. Я предпочитаю, чтобы наше общество не расходилось по храмам. И чтобы оперный театр оставался оперным театром, атеизм оставался формой светской идеологии, искусство — формой светской жизнедеятельности, и все что происходит в оперном театре, оставалось в оперном театре, в хорошем смысле этого слова», — сказал на митинге доктор философских наук Дмитрий Винник.

Выступил перед собравшимся и директор «Сибгастролей» Виктор Захаренко. «К сожалению, многие артисты с мировыми именами перестали ездить в Россию и в Новосибирск. И вот волна „запретительства“ докатилась до театра. Можно по-разному относиться к данному спектаклю, можно по-разному относиться к спектаклям и музыкантам, но Россия — правовая страна и мы все обязаны уважать и исполнять конституцию. Мы хотим, чтобы уважали нас, мы должны уважать окружающих. Мы должны стараться понимать и принимать других. Надо перестать стесняться задавать вопросы властям, на которые они обязаны отвечать. Власть должна ответить, и никогда-то потом, а сейчас — что произошло, кто виноват и что было предпринято, чтобы такого впредь не повторялось», — задался вопросом Захаренко.

В завершении митинга выступил протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев. «Если мы попробуем жест распятия перевести на язык слов, мы должны подобрать для этого жеста антоним. Противоположный жест распятию — жест боксёрской стойки, когда кулаки не раскинуты, а выставлены вперёд для защиты и угрозы. Иногда побеждает именно слабость. И красота христианства, мне кажется, именно в этом — в отказе от борьбы за, казалось бы, очевидное. В том, что Христос идёт путём жертвы. И без насилия и жертв апостолы смогли убедить величайшую империю мира, Римскую империю, попробовать пойти их путём», — сказал Кураев.

Также транслировались видеообращения известных деятелей культуры. Так, кинорежиссёр Андрей Звягинцев в своём видеообращении отметил, что спектакль «Тангейзер» был показан четыре раза и все показы были при полных залах. «Нужно отчётливо понимать, что сейчас мы находимся на распутье, что сейчас страна может пойти по совершенно другому пути. Вот этого нельзя забывать, нужно понимать, что человек рождён быть свободным. Художник призван, чтобы говорить ясным, прямым простым языком — языком правды», — сказал в обращении Звягинцев.

Помимо кинорежиссёра с видеообращением к митингующим выступили публицист и радиоведущий Сергей Пархоменко, театральный критик Марина Давыдова, режиссёр Кирилл Серебренников.

Уволенный с поста директора Оперного театра Борис Мездрич лично на митинг не пришёл, однако оставил письменное обращение, где он ещё раз призвал к диалогу, терпимости, уважению к чувствам верующих и атеистов, которым, по его словам, возможно, откроется своя дорога к храму. «Есть и должно быть право художника на свободу мысли и творчества, точно так же, как есть право на свободу вероисповедания», — считает Мездрич.

В завершении мероприятия организаторы митинга зачитали резолюцию, которую намерены направить президенту России Владимиру Путину. В ней, в частности, митингующие сказали о недопустимости любых видов цензуры, гарантии свободы слова и свободы творчества и соблюдении соответствующих статей Конституции. Потребовали изменения статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» в соответствии с принципом правовой определённости, отставки министра культуры РФ Владимира Мединского и нового директора Новосибирского оперного театра Владимира Кехмана. А также, восстановления постановки «Тангейзер» в репертуаре театра оперы и балета. За ночь, с 5 апреля по 6 апреля, резолюция, размещённая в интернете, набрала более 6 тысяч подписей.

Напомним, скандал в связи с постановкой «Тангейзера» разгорелся в Новосибирске несколько месяцев назад. Православную общественность возмутила одна из сцен, где был показан постер вымышленного фильма с изображением распятия между раздвинутых женских ног. С требованием привлечь режиссёра и директора театра за осквернение религиозных символов в суд обратилась прокуратура. Но суд не нашёл в действиях Мездрича и Кулябина состава правонарушения. Однако, это не только не успокоило общественность, но привело к серии митингов «за» и «против». После митинга православных активистов, Министерство культуры уволило директора театра и сняла скандальную постановку с репертуара.