Две проблемы мешают развитию экономики любого государства — инфляция и дефляция. И если в ловушку дефляции во времена Великой депрессии попали Соединенные Штаты, то Россия сегодня оказалась на другом полюсе, отметил экс-глава ЦБ РФ (1995-1998) Сергей Дубинин. В рамках мультимедийного проекта «Sputnik. Чтения» он рассказал о финансово-кредитной системе России. Объясняя причины экономического кризиса РФ, Дубинин отметил, что процесс замедления роста экономики начался еще в 2013 году, а санкции его усугубили. Из-за них Россия не может привлекать кредиты с глобального рынка. Вторая причина — падение нефтяных цен. Причем, никакого сговора, по мнению эксперта, здесь нет: «Понятно, что если весь мир занят тем, что экономит затраты электроэнергии на производство единицы продукции, то при отсутствии экономического роста цена на продукт, из которого все это изготавливается, будет падать. Это нормальная рыночная реакция».

По поводу падения курса рубля, экс-глава ЦБ заявил, что он был неоправданно завышен: «Если в 2010 году кружка пива в Мюнхене стоила полтора евро, и в Москве полтора евро. У нас курс стоял, а кружка пива росла в цене, то выяснилось, что к 2014 году она стоит уже три с лишним евро. Откуда такие цены в пересчете? То есть реальный эффективный курс рубля был очевидно завышен. Это касается широкого круга товаров, включая рабочую силу. При пересчете на иностранную валюту она стала слишком дорогая. Повышение в рублях приводило к повышению и в иностранной валюте при пересчете через один и тот же курс. Вот курс и рухнул, потому что не оправдывался этот уровень цен в пересчете на иностранную валюту». Важно то, что это произошло шоково, подчеркнул экономист.Под ударами санкций и повышения цен на нефть курс рухнул почти в два раза. Для выхода из ситуации ЦБ сначала произвел «зажатие» денежной массы и ликвидности банкам, а потом предложил им валютное кредитование. Когда рынок стал рушиться 16 декабря, то была поднята ставка, по которой банки получали кредиты. На вопрос ИА REGNUM, насколько действенной оказалась эта мера ЦБ, Сергей Дубинин ответил: «Поднять ее тогда, чтобы стала менее выгодна валютная спекуляция, надо было до 50% годовых. Подняли на 17%. И перешли к плавающему курсу рубля. В настоящее время ЦБ перешел к свободному плаванию. Это позволило стабилизировать ситуацию на рынке». ЦБ не стоило торопиться со снижением ставки, считает экономист. Поскольку 14% — это ниже темпов инфляции. «Да, говорят, что темп инфляции резко идет вниз, — заметил Дубинин, — к середине года мы выйдем на 10% и ниже. Но давайте сначала выйдем, а потом будем снижать ставку. Иначе получается, что деньги раздаются с отрицательной процентной ставкой. А это поощряет инфляцию, а не сдерживает ее». По мнению Сергея Дубинина, Центробанку удалось предотвратить то, что называется «набегом вкладчиков». В какой-то момент в ноябре-декабре из депозитов были изъяты рублевые вклады, они тоже пошли в обмен на валюту. Потом люди получили на руки наличную валюту, увидели, что ситуация стабилизируется, и понесли ее обратно. Поэтому доля валютных депозитов выросла.

«В России сейчас сложилась ситуация, когда основная задача купировать кризисные явления, но уже речь идет больше о том, как нам переходить к экономическому росту», — полагает Сергей Дубинин. Главное здесь — как стимулировать рост инвестиций. Решить задачу можно, вернув доверие инвесторов к российской экономике. Кроме того, требуется осуществить структурную перестройку экономики, так как модель, завязанная на экспорт сырьевых товаров, не позволяет обеспечить быстрый экономический рост за счет уменьшения спроса на эти товары.

Поскольку средств бюджета не хватит для решения этих задач, требуются частные инвестиции. На вопрос ИА REGNUM, как их привлечь, экс-глава ЦБ ответил, что сделать это будет непросто. «Оценка рисков, отраженная в показателях рейтинговых компаний, очень высока. Сначала все хотели бы видеть, что Минское соглашение по Восточной Украине выполняется. Хотели бы видеть, что внутри России стабильная обстановка, снижается инфляция. Что делать в промежуточное время? Я считаю, что необходимо, во-первых, государственно-частное партнерство, во-вторых, выпуск концессионных облигаций под проекты в инфраструктуре, где опять же взаимодействуют государство и частный сектор, в-третьих, различные госгарантии по сделкам. Это нужно сейчас для поддержания уровня капиталовложений. Конечно, сейчас вкладываться будут только российские инвесторы. Иностранцы вернутся только тогда, когда будут сниматься санкции. И то будут оглядываться на рейтинги».

По оценкам экономиста, сейчас динамика нашего фондового рынка идет вверх. Но сюда приходят рисковые инвесторы. Они пытаются купить дешево, чтобы потом продать с выгодой для себя.Но нас больше интересуют инвестиции в основной капитал — прямые иностранные инвестиции, чтобы российские предприятия развивались и были встроены в технологические цепи международного разделения труда. Тогда мы устойчиво будем работать и обеспечим экономический рост.