В последние дни политическая активность отставного премьер-министра Малайзии, 89-летнего доктора Махатхира Мохамада заметно возросла. А началом ее послужила запись в его блоге, посвященная нынешнему премьер-министру Наджибу Разаку. Причем сделал он ее сразу же по возвращении из Японии. Официально он ездил туда на операцию по поводу катаракты, но злые языки говорили, что таким образом он избежал необходимости в том числе присутствовать на свадьбе дочери премьера Наджиба Разака (Нурияна Наджва вышла замуж за казахстанца Данияра Кесикбаева), и тем самым общаться с премьером.

Доктор Махатхир Мохамад занимал пост премьер-министра Малайзии в течение 22 лет, с 1981 по 2003 год, и в эти же годы он являлся лидером правящей Объединенной малайской национальной организации (ОМНО). Он вошел в историю страны как харизматичный лидер, при котором Малайзия совершила рывок в экономическом развитии. При этом стиль его правления отличался авторитарностью и нетерпимостью к тем, кто мог даже теоретически составить ему конкуренцию на вершине власти. Самый известный случай устранения возможного политического соперника Махатхира — преследование в 1999 году бывшего вице-премьера, а ныне лидера оппозиции Анвара Ибрагима, обвиненного в коррупции и мужеложстве (фактически этот процесс с новыми вариациями продолжается до сих пор). И хотя в 2003 году доктор Махатхир Мохамад уступил пост премьера отобранному им самим преемнику Абдулле Бадави, спустя шесть лет он изменил свое мнение и начал кампанию против Бадави. В том числе и по причине давления со стороны Махатхира Абдулла Бадави ушел в отставку, и премьером стал нынешний глава правительства Наджиб Разак. Тем не менее и новый премьер пользовался благосклонностью Махатхира лишь в самые первые годы своего правления. Критика Наджиба Разака со стороны Махатхира началась после того, как правящая коалиция «Барисиан Насиональ» (где ведущую роль играет ОМНО) показала откровенно слабые результаты на всеобщих выборах 2013 года, хотя по итогам голосования в мажоритарных округах и завоевала большинство в парламенте. На публику эта кампания против Наджиба Разака вышла в августе прошлого года, когда в нее вступил (как оказалось впоследствии, неудачно для себя) сторонник Махатхира, вице-премьер правительства и вице-президент ОМНО, 67-летний Мухиддин Яссин.

Именно воспоминания о судьбе Абдуллы Бадави заставили руководителей ОМНО, журналистов и аналитиков внимательно вчитываться в текст, размещенный в блоге Махатхира Мохамеда 2 апреля. По своей резкости и кругу поднимаемых вопросов он выходил за границы обычной критики премьера. «Я не в маразме, хотя мне почти 90 лет», — предупредил читателей Махатхир и обвинил премьер-министра Наджиба Разака в том, что своими действиями он дискредитирует правящую коалицию. Больше того, по его мнению, если премьер не уйдет в отставку — на следующих выборах коалицию ждет поражение, от которого она уже не оправится."Мне нелегко писать это в блоге. Но ради нации и страны я должен все это высказать", — объяснил свою позицию доктор Махатхир Мохамад. Больше того, он повторил и развил основные тезисы своего текста во время общения с репортерами в один из последующих дней.

Фактически доктор Махатхир Мохамад воспроизвел те обвинения, которые давно на уровне слухов циркулируют в Малайзии и которые постоянно озвучивает оппозиция. Например, о причастности Наджиба Разака к убийству 18 октября 2006 года 28-летней монголки по имени Алтантуйя Шаариибуу, хотя он дважды клялся на Коране (в том числе один раз — в мечети), что никогда с этой женщиной не встречался. Считается, что она была переводчицей на переговорах о покупке французских подводных лодок и слишком много знала про «теневые» стороны этих переговоров, которые можно назвать коррупционными. В убийстве были обвинены два члена элитного полицейского спецназа, главный инспектор Азилах Харди и капрал Сирул Азхар Умар (в прессе их также называют телохранителями тогдашнего министра обороны Наджиба Разака). Им инкриминировали то, что они вывезли монголку в джунгли рядом с городом Шах-Алам и выстрелили ей дважды в голову, несмотря на то, что она умоляла спасти ей жизнь, а затем тело взорвали. Сообщалось также, что жертва в тот момент была беременна, и такая расправа над уже мертвым телом нужна была в том числе для того, чтобы по анализу ДНК нельзя было установить отца ребенка. И хотя исполнители были установлены, заказчика преступления так и не назвали. «Люди спрашивают, кто отдавал приказы», — написал в своем блоге Махатхир.

Другой вопрос, поднятый бывшим премьером, — о созданной по инициативе Наджиба Разака и под его председательством государственной инвестиционной компании" 1Malaysia Development Berhad"(1MDB), которая за относительно короткое время вдруг оказалась в долгах на 11 миллиардов долларов. Махатхир выразил опасение, что если эта компания рухнет — это нанесет ощутимый удар по экономике, и именно наличие этой погрязшей в долгах и сомнительных сделках структуры играет сегодня на понижение рингита. По мнению Махатхира, 1MDB — «стыд» экономики Малайзии. И тут же Махатхир потребовал объяснений по поводу слухов о сделках на огромные суммы, которые осуществляли в недавнее время члены семьи Наджиба Разака — например, его пасынок, а также по поводу покупки роскошного самолета для премьер-министра."Я не злюсь, — сказал журналистам Махатхир. — Я просто думаю о нашей стране. Я молчал последние несколько лет, но период молчания окончен. Наша страна была известна своим хорошим управлением. Но не больше. Теперь газеты за рубежом клеймят Малайзию как наиболее коррумпированную страну".

Журналисты и эксперты задаются вопросом, в чем причина столь бурной нынешней активности малайзийского патриарха? Высказывается мнение, что, возможно, причина этого — недавняя кончина бывшего сингапурского премьера Ли Куан Ю, после которой в СМИ Юго-Восточной Азии появилось достаточное количество материалов о том, что Махатхир остался последним из ныне живущих «гигантов», определявших лицо стран этого региона в первые десятилетия после обретения независимости и способствовавших их экономическому рывку. Ясно, что Махатхир эти заметки видел. Не случайно в последние дни он не просто выражал сожаление по поводу смерти Ли Куан Ю, но и пытался в нужном для себя свете оценить деятельность покойного: «Ему было легче, чем мне. Ему не нужно было строить много дорог, у него не было межнациональных проблем. Он мог забыть о меньшинствах и делать то, что ему придет в голову». Он также сказал, что в отличие от Ли, который продолжал быть старшим министром и министром-наставником после ухода с поста премьер-министра в 1990 году, он оставил политическую сцену после того, как ушел в отставку. Если рассматривать активность Махатхира с этой точки зрения, то понятно, что он таким образом осваивает место «последнего и единственного» — человека, который вправе давать оценки чему бы то ни было и кому бы то ни было тогда, когда это ему заблагорассудится.

Тем не менее Махатхир во время своей карьеры государственного деятеля много раз демонстрировал, что он, конечно, мог быть невыдержанным и допускать рискованные и резкие заявления, но по большей части все его слова были направлены на достижение каких-либо конкретных политических целей. Какие цели ставил доктор Махатхир Мохамад на этот раз — сказать трудно. Если он, как и раньше, просто хотел испортить жизнь одному из своих наследников, ревностно считая, что скоро тот будет на равных претендовать на место в истории рядом с ним, Махатхиром, — то надо признать, что он очень далеко зашел. Кстати, некоторые исследователи считают, что столь подробное комментирование опыта Ли Куан Ю, сын которого в конечном итоге стал премьером Сингапура, является не случайной «проговоркой» Махатхира. Они полагают, что по примеру Ли Куан Ю он торопится обеспечить политическое будущее своему сыну, Мукхризу Махатхиру, 50-летнему главному министру штата Кедах, который в случае ухода Наджиба Разака может претендовать на лидерство в ОМНО. Но логика действий Махатхира Мохамада ведет к тому, что его сын рискует возглавить руины некогда могущественной организации.

Хотя аналитики и говорят, что позиции Наджиба Разака в партии прочны, и что простые избиратели не особо вникают в то, что происходит вокруг инвестиционной компании 1MDB, и тем более не верят в то, что ее крах приведет к банкротству страны, резкость тона Махатхира и его знаменитое упорство в достижении поставленной цели способны в будущем обострить ситуацию и в конечном итоге погубить всю ОМНО, а не только конкретного премьера Наджиба Разака. Одна из индонезийских газет воспринимает такую перспективу всерьез и искренне надеется, что доктор Махатхир Мохамад не пойдет так далеко, чтобы объединить свои силы с оппозицией, потому что это будет смешно, если его имя окажется на одной странице с именем его заклятого врага Анвара Ибрагима. По словам журналиста издания, нынешние руководители ОМНО по-прежнему уважают его и считают, что в силу былых заслуг он имеет право на «некоторую степень влиятельности», но если крах ОМНО и правящей коалиции случится на самом деле, то теперь уже в большей степени виноват в этом будет не премьер Наджиб Разак, а он, доктор Махатхир Мохамад.

Пока что, как пишет одна из малайзийских газет, премьер-министр Наджиб Разак сохраняет молчание, в то время как доктор Махатхир Мохамад методично откалывает кусочки от его репутации.