Порты Северо-Запада за неделю

ИА REGNUM публикует сегодня, 6 апреля, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Архангельск намерен развивать круизный туризм

Архангельская область прорабатывает возможность организации в рамках Баренцева сотрудничества морских круизов с посещением иностранными туристами национального парка «Русская Арктика» на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Как заявил на этой неделе заместитель губернатора Архангельской области по инфраструктурному развитию Алексей Алсуфьев, морские круизы и трансграничные яхтенные переходы являются наиболее перспективными проектами для развития туризма в Баренцевом регионе. Местные власти хотят открыть Земли Франца-Иосифа для заходов иностранных пассажирских судов и создать морской пункт пропуска на архипелаге.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по мнению директора национального парка «Русская Арктика» Романа Ершова, на сегодняшний день участие Архангельска в арктических круизных маршрутах осложняется отсутствием причалов, способных принимать суда длиною более 200 метров, а также длительными процедурами выдачи пропуска иностранным туристам в пограничную зону и высокими портовыми сборами. Поэтому пока Архангельская область участвует в маршрутах только Соловками, арктические круизы идут через Мурманск. На 2015 год запланировано 10 круизных рейсов с заходом на территорию национального парка «Русская Арктика». Напомним, что в 2013 и 2014 году количество рейсов составило 5 и 6 соответственно. В 2014 году «Русскую Арктику» посетили 738 человек. Среди «арктических» туристов традиционно преобладают граждане КНР — 228 человек или 31 % от общего числа посетителей. Далее следуют туристы из Германии — 135 человек или 18,3 %. На долю путешественников из Японии приходится 9,5 % (70 человек). В прошлом году снизилось число представителей из США и России. Россияне составляют 5, 7% от общего числа туристов. В 2014 году 42 гражданина РФ посетили полярные архипелаги. Количество туристов из США сократилось более чем в два раза — до 46 человек. Зато возрос интерес к высоким широтам у представителей Индии (18 человек), Малайзии (25 человек) и Австралии (30 человек).

Трубный скандал в Усть-Луге

В Санкт-Петербурге на этой неделе был арестован бывший член правительства Луганской народной республики Олег Бугров. Как сообщает «Коммерсант», по версии следствия, около года назад он участвовал в афере по поставке некондиционных труб компании, занимавшейся строительством нефтяного терминала в порту Усть-Луга. 41-летний Олег Бугров покинул ЛНР в январе 2015 года. Кресло и. о. министра обороны республики ему пришлось оставить из-за противостояния с главой самопровозглашенного государства Игорем Плотницким.

Уголовное дело о мошенничестве в ходе поставок труб компании «Роснефтьбункер», позже переименованной в «Усть-Луга Ойл», занимавшейся строительством нефтяного терминала в к порту Усть-Луга (Ленинградская область), было возбуждено региональным ГУ МВД России в 2014 году. По версии следствия, контрагенты «Роснефтьбункера» вместо новых труб поставили заказчику бракованные или уже бывшие в употреблении изделия, совершенно не соответствовавшие требованиям ГОСТа. Спустя несколько месяцев расследования управление экономической безопасности ГУ МВД передало дело следственной службе ФСБ. Стоимость контракта и размер причиненного ущерба в следственных органах не называют.

Заказчиком строительства нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга было ОАО «Роснефтьбункер», 100% акций которого принадлежало кипрской компании Capefar Ltd, подконтрольной международному трейдеру Gunvor International B.V., более 47,5% акций которого контролировал Геннадий Тимченко, напоминает издание. В 2014 году, после того как Минфин США ввел санкции против Тимченко, Gunvor сообщила о своем выходе из капитала компании.

По данным ИА REGNUM, в настоящий момент проходят обыски у лиц из ближайшего окружения Валерия Израйлита, председателя Совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» (заказчик-застройщик портового комплекса Усть-Луга — прим. ИА REGNUM).

Серная директива-2015: первые итоги

Представители портов Балтийского моря на этой неделе обсудили итоги первых трех месяцев с момента вступления в действие «серной» директивы. С 1 января 2015 года предельное количество серы в топливе морских судов в акватории Балтийского и Северного морей не должно превышать 0,1 процента. Для судовладельцев это означает переход на более затратное топливо, а также модернизацию судов и портовой инфраструктуры. Ранее эксперты прогнозировали, что новые экологические стандарты негативно отразятся на рынке перевозок в Балтийском регионе. Переход судовладельцев на более дорогое низкосернистое топливо, в свою очередь, скажется на росте стоимости фрахта, часть грузов может вообще уйти с Балтийского моря, — таковы были возможные сценарии экспертов накануне ввода ограничений по содержанию серы в топливе. Новые «серные» правила напрямую затрагивают российские порты Балтийского бассейна, который является лидером по грузообороту в РФ.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Организации Балтийских портов, которая выступила организатором международного семинара для портовиков, участники обсудили стратегии судовладельцев в новых условиях. По словам Хеннинга Мона из классификационного общества DNV GL (предоставляет независимые профессиональные консультации для участников морской, нефтегазовой и энергетической отраслей — прим. ИА REGNUM), все больше судовладельцев решают «серную» проблему путем установки на судах скрубберов — специальных устройств, очищающих мазутное топливо. Мон прогнозирует, что к концу 2015 года скрубберы будут установлены в общей сложности на 170 судах. Этот тренд подтверждает и то, что скрубберами снабжают свой флот такие крупные паромные операторы как Finnlines, Scandlines, DFDS. Мон также отметил, что некоторые судовладельцы и судоходные компании, чтобы соответствовать новым экологическим стандартам, возможно, перешли на дизельное топливо с низким содержанием серы, которое «теперь стало гораздо дешевле».

На семинаре также были представлены результаты проверок судовладельцев в зоне SECA (зона, в которой контролируется выброс оксидов серы — прим. ИА REGNUM) в Балтийском регионе и странах ЕС. Нарин Свенссон из Транспортного агентства Швеции в своем докладе отметила, что из 60 образцов топлива, взятых на судах в шведских портах, только три образца не соответствовали новым экологическим стандартам. По данным представителя Европейского агентства морской безопасности проверок Серхио Альда, за период с 1 января по 12 марта было проведено более 500 проверок в зоне SECA и 33 из них выявили нарушения. Однако лишь 5 случаев были зафиксированы в Балтийском регионе. На основании этой информации можно заключить, что процент судов, не соответствующих новым топливным стандартам составляет 3-5%. Тем не менее, нужно учитывать, что это только первые оценки, подчеркивают в Организации Балтийский портов.

Участники семинара также обсудили влияние «серной» директивы на рынок морских перевозок. Представители балтийских портов сошлись на том, что до сих пор нет каких-либо очевидных доказательств того, что введение новых требований к судовому топливу повлияло на рынок. Тем не менее, согласно исследованию, проведенному компанией Drewery Maritime Research, дополнительные расходы на низкосернистое топливо для контейнерных операторов составляют от 30 до 300 долларов США за один TEU (обозначает грузовую вместимость одного двадцатифутового контейнера — прим. ИА REGNUM) в зависимости от расстояния, которое судно проходит внутри зоны SECA. Для судна, которое следует по маршруту из Китая в порты Балтики, дополнительные расходы оцениваются на уровне 130-150 долларов США за один TEU. Тем не менее, общая стоимость фрахта для Ро-Ро перевозок в зоне SECA с 1 января 2015 увеличилась незначительно благодаря резкому падению цен на нефть в последние месяцы, отмечают в организации.

Напомним, что Организация Балтийских портов на сегодняшний день включает в себя более 40 крупных портов 9 стран мира, расположенных на побережье Балтийского моря. В ее состав входят Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Швеция, Дания.

Государство поможет Калининграду построить международный терминал в Пионерском

На минувшей неделе стало известно о том, что федеральное правительство все-таки компенсирует расходы по разработке проектной документации строительства международного морского терминала для приёма круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском Калининградской области. Правительством РФ было принято решение восстановить финансирование в 2015 году Федеральной целевой программы развития Калининградской области. Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу России поручено представить в правительство РФ проект правового акта о восстановлении бюджетных ассигнований на финансирование в 2015 году ФЦП с учётом 10-процентного сокращения расходов Минэкономразвития России, в том числе объектов транспортной инфраструктуры и объектов по подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Морской пассажирский терминал с яхтенной стоянкой в Пионерском как раз является одним из инфраструктурных объектов, которые планировали построить к ЧМ-2018. Ранее губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил о том, что строительство терминала с возможностью приёма и обработки паромных судов будет способствовать развитию регулярных паромных сообщений, в том числе с портами Санкт- Петербурга и Усть-Луги. По мнению региональных властей, возможность приёма больших круизных судов в Пионерском позволит существенно увеличить количество въезжающих туристов в Калининградскую область. В сентябре 2014 года на инвестиционном форуме в Сочи между ФГУП «Росморпорт», правительством Калининградской области и международной круизной компанией МSС Cruises было подписано соглашение, в котором подтверждались намерения круизной компании обеспечить в период летней навигации заход судов на терминал в Пионерском. Планируемый пассажирооборот — порядка 3000 человек за каждый судозаход с момента ввода терминала в эксплуатацию. Проектировочные работы планировали завершить в первом квартале 2016 года, строительство терминала — в мае 2017 года.

Однако, как ранее сообщало ИА REGNUM, правительство России направило в Госдуму поправки в федеральный бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которым предусмотрено значительное сокращение инвестиционных расходов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года. С учетом вносимых изменений общий лимит программы составлял на 2015 год 83999,9 млн рублей, то есть всего 72,5% от предусмотренных изначально средств. На минувшей неделе Николай Цуканов, выступая с докладом перед премьером Дмитрием Медведевым, высказался о недопустимости сокращения ФЦП.