Весной и осенью Киев заинтересован в нагнетании напряженности в газовом вопросе, тогда как к началу отопительного сезона он становится более договороспособным, считает эксперт

С политической точки зрения, период с весны по осень — является традиционным временем активизации торга между Москвой и Киевом по газовым контрактам, заявил политолог Михаил Нейжмаков, комментируя ИА REGNUM подписание дополнительного соглашения к контракту на поставку газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», согласно которому действие льготного «зимнего» пакета продлено до конца июня 2015 года.

По словам эксперта, весна и первые месяцы лета в таких переговорах благоприятствуют украинской стороне. «Отопительный сезон подходит к концу. К тому же, по данным украинских СМИ, на конец марта 2015 года в подземных газовых хранилищах оставалось примерно 7,7 млрд кубометров „голубого топлива“. В этих условиях Киев мог пойти на нагнетание напряженности в газовом вопросе, применив старую как мир тактику — занять более жесткую позицию, чтобы иметь большее пространство для отступления», — пояснил Нейжмаков.

По его словам, такой логики Украина уже придерживалась в ряде предыдущих газовых конфликтов: «Так, первая затяжная газовая конфронтация между Москвой и Киевом при Викторе Ющенко в 2005 году началась именно весной (в марте) и именно с неприятных для России инициатив украинской стороны (предложение „Нафтогаза“ поднять тарифы на транзит российских углеводородов в Европу). Весной 2014 года, напротив, Москва действовала более жестко, отменив скидку на газ для Киева, но и тогда конфликт между нашими странами был на пике активности на фоне свержения Януковича, референдума в Крыму и так далее, то есть настраивал стороны на немедленную реакцию, а не только длительный торг».

Кроме того, как отметил эксперт, весна на постсоветском пространстве является временем роста протестных настроений и, «не имея серьезных реальных проблем из-за газовой конфронтации с Москвой в это время года, верха в Киеве при этом получили бы еще один аргумент для внутренней аудитории, возможность перевести недовольство на „внешнего врага“».

«То есть, более жестко действуя сейчас, Москва, как говорила когда-то Маргарет Тэтчер, „навлекла бы на себя максимум ненависти за минимум политической выгоды“», — сказал Нейжмаков.

В конце лета и осенью украинская сторона и европейские покровители Киева, по словам Нейжмакова, становятся более уязвимыми, поскольку приближается новый отопительный сезон, и возможный срыв поставок из-за «газовой войны» будет восприниматься как не отдаленная, а ближайшая перспектива.

«Конечно, большее давление на европейских потребителей в это время будет оказываться и на Москву, но позиции Киева все же будут еще слабее. Как писал древнекитайский стратег Сунь Цзы, „война любит победу и не любит продолжительности“. То же самое можно сказать и о переговорах. Идти на газовую войну с Киевом сейчас — значит в любом случае получить несколько месяцев бесплодной конфронтации, которая Москве ничего не даст. Если будет необходимость в более жестком разговоре с Киевом, то более выгодные позиции у Москвы будут именно ближе к осени», — убежден Михаил Нейжмаков.

Как полагает эксперт, даже надежды на новые уступки «Газпрома» в ближайшем будущем, высказанные рядом украинских СМИ, могут сыграть на руки Москве: «Если Киев действительно откажется закупать газ сейчас, надеясь на еще большее снижение цены в дальнейшем, как советуют некоторые украинские эксперты, то к новому отопительному сезону придет с меньшими запасами „голубого топлива“, а значит, с еще более слабыми позициями для переговоров».

Напомним, что Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» подписали дополнительное соглашение к контракту на поставку газа, согласно которому действие «зимнего» пакета продлено до конца июня 2015 года. Ожидаемая расчётная цена для «Нафтогаза» на второй квартал составит 248 долл. США за тыс. кубометров.