Успеют ли Ватикан, Вашингтон и Тегеран провести операцию по признанию Палестинского государства?

Многие аналитики (в том числе эксперты ИА REGNUM), комментируя ход переговоров по «иранской ядерной программе» в Лозанне, говорили о наличии «пакетного соглашения», предполагающего внесение в повестку дополнительных вопросов по тем или иным позициям на Ближнем Востоке. Ватикан напрямую не принимал участия в дискуссии. Но свои интересы в этом «пакетном соглашении» у него есть, и можно предположить, что в какой-то степени они получили и получат в дальнейшем отражение в ближневосточной геополитической игре. На наш взгляд, Святой престол интересовали два момента: во-первых, снятие санкционного режима с Ирана таким образом, чтобы это привело к демократизации жизни в стране и еще большей вовлеченности в общественные и политические процессы христиан; во-вторых, с помощью Тегерана выйти на создание полноценного Палестинского государства, в котором в полной мере были бы представлены арабы-христиане.

На днях главный редактор информагентства Папского института заграничных миссий AsiaNews отец Бернардо Червеллера вернулся из поездки по Ирану. И вот какие он делает выводы. По его мнению, молодые иранцы, пострадавшие от режима санкций, устали от политического ислама. Из 75 миллионов иранцев родившиеся после революции Хомейни составляют, по крайней мере, 50%. Их родители легко получили работу, должности, состояние, но молодые люди в возрасте до 35 лет испытывают немало трудностей. Они не являются врагами ислама, однако их раздражает манера шиитского духовенства диктовать свои обычаи и образ жизни и уж тем более — коррупция аятолл. В целом, считает отец Бернардо, в стране только 16-17% исповедуют ислам, остальные исповедуют светскую идеологию или агностицизм, а то, что во многих семьях молодые люди продолжают придерживаться ислама, — это в целях льготного налогообложения. То есть, если давление шиитского духовенства на общество будет ослабевать, а государство пойдет на принятие секулярных законов, можно предположить, что это предоставит новые возможности христианской общине Ирана хотя бы просто по самому факту исключения ислама как приоритетной религии.

Что касается реализации права палестинцев на создание полноценного государства, то Ватикан говорит об этом давно и постоянно, поэтому здесь интересны нюансы. Как отмечает известный католический публицист, отец-иезуит Самир Халил Самир, впервые в истории десяток арабских стран решили начать совместную военную борьбу с терроризмом. Идея сама по себе хорошая, говорит отец Самир, причем в качестве одних из целей противостояния «Исламскому государству» могло бы стать обеспечение возвращения христиан в Ирак и Сирию и установление мира между Израилем и Палестиной. Сегодня наступает время для того, чтобы на Ближнем Востоке установился «реальный плюрализм». До сих пор он присущ лишь нескольким государствам. Это Ливан, в силу присутствия в нем христиан (защищенных западными державами начиная с XVI века). Это Тунис, с влиянием на него французской колонизации и введенной бывшим президентом Хабибом Бургибы практикой признания определенной религиозной свободы и отделения религии от политики. Это нынешний Египет. Проблема в том, что Лига арабских государств, основанная в Каире более 70 лет назад, не сделала почти ничего конструктивного в течение всех этих десятилетий, продолжает католический публицист. ЛАГ никак не помогла «родиться» Палестинскому государству, хотя практически все арабские страны признали государство Израиль, пусть даже не юридически. «Поэтому признание Палестинского государства, что должно произойти в (надеюсь) ближайшем будущем, будет большим шагом вперед на пути к миру, — заключает отец Самир. — А соглашение по „иранской ядерной программе“ в Лозанне проложит путь для новой эры в регионе».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для Ватикана существует прямая взаимосвязь между лозаннскими договоренностями и созданием Палестинского государства. Как сообщает Radio Vaticana, на днях Палестина объявила о присоединении к Международному уголовному суду в Гааге, что «позволит ей обратиться в суд с просьбой о расследовании предполагаемых военных преступлений Израиля против палестинцев, а также в отношении строительства и расширения поселений израильтян на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме». По мнению генерального секретаря Ассоциации средиземноморских университетов Франко Рицци, это «хорошая новость» еще и потому, что является элементом «длительного процесса», который ведет Палестина по вопросу признания ее как государства. В свою очередь израильская газета Maariv допускает, что США «готовы снова выдвинуть саудовскую мирную инициативу на международных форумах и обратиться с этим к Израилю и к Палестинской администрации. Инициатива предусматривает полное отступление к границам 1967 года, включая уход из Восточного Иерусалима», а также создание Палестинского государства, при этом Вашингтон «не собирается действовать напрямую, вместо этого США постараются, чтобы саудовскую инициативу внесли на повестку дня другие западные государства». Также «осведомленные источники» рассказали изданию, что «американская администрация планируют продвигать различные новые инициативы и предпринимать некоторые действия с целью восстановления палестино-израильского диалога».

Таким образом, американцы подталкивают Израиль к смене внешнеполитических приоритетов, что включает в себя отказ от негласного сотрудничества с Саудовской Аравией. Поэтому когда израильский аналитик Джеки Хуги «сожалеет», что «многие еврейские политики выразили свою поддержку вмешательству саудитов в Йемене», за этим стоит попытка сыграть на опережение и предложить Тель-Авиву подыскать нового «союзника». А кто им может стать вместо Эр-Рияда? Если говорить о ближневосточных государствах, то это Египет или Иран. Но они заинтересованы в создании Палестинского государства, что вряд ли сможет «переварить» израильское общество. США показали, что на них сложно рассчитывать из-за таинственности, с которой Вашингтон проводит свою политику в регионе, выходя на новые альянсы и стряхивая прежних «друзей» как старую змеиную кожу. Как считает бывший председатель Объединения промышленников Израиля Одед Миро, в ситуации, когда США теряют интерес к Ближнему Востоку, нужно найти альтернативу, и единственный вариант — это Россия. Москва, отмечает Миро, считает радикальный ислам главной угрозой своей безопасности и к тому же стала влиятельной стратегической силой на международной арене, а Вашингтон, «считая радикальные суннитские группировки угрозой своим интересам, идет на союз с шиитским Тегераном, заклятым врагом Израиля», что приведет в результате к ослаблению «как связи России с Ираном, так и израильско-американского сотрудничества». Но чтобы Тель-Авив мог «сменить союзника» и заключить альянс с Москвой, нужны две республиканские каденции подряд в Белом доме, считает эксперт.

Президентские полномочия Барака Обамы истекают в конце 2016 года. Для гарантированного решения вопроса признания Палестинского государства у него остается не так много времени. Но вряд ли это может успокаивать Израиль, для которого на кону стоит нечто намного большее, чем просто «внешнеполитический успех». Успеют ли Ватикан, Вашингтон и Тегеран провести свою операцию или Тель-Авив сможет противопоставить им прорывную комбинацию, покажет время.