Иран и «шестёрка» международных посредников (Россия, США, Китай, Германия, Франция и Великобритания) подписали в Лозанне рамочное соглашение по ядерной программе, что позволит ускорить выработку итогового документа до 30 июня. По данным Reuters, Тегеран обязуется ограничить обогащение урана сроком до десяти лет и приостановить работу двух третей центрифуг из 19 тыс. ныне действующих. Телеканал АВС News уточняет, что Иран в ближайшие пятнадцать лет не будет обогащать уран более 3,67%, а также сократит текущие запасы данного низкообогащённого топлива с 10 тонн до 300 килограммов (снижение на 98%). Ядерный объект в иранском Фордо будет преобразован в научный центр, а реактор на тяжёлой воде в Араке будет перестроен и не станет производить оружейный плутоний, который может быть использован для изготовления атомной бомбы. Министр иностранных дел Ирана Дж. Зариф заявляет с гордостью, что ни один из ядерных объектов страны не будет закрыт, обогащение урана продолжится, поскольку «гордый народ Ирана никогда не одобрит противоположный сценарий». В ответ США и Евросоюз должны отменить все экономические и финансовые санкции, ранее введенные по отношению к исламской республике. Цены на нефть отреагировали на эту новость падением на 2,35% — баррель Brent опустился до $55,37. Рынок ожидает увеличения добычи нефти со стороны ИРИ, что ещё больше подогревает политический антагонизм в регионе. Израильская газета Globes восприняла успех Ирана на ядерных переговорах как «упущенную возможность» еврейского государства. «Гипотетическая израильская бомбардировка, даже самая успешная, не в состоянии повлиять на две вещи: на решимость иранского режима получить ядерное оружие и на научно-технические знания, накопленные в Иране к этому моменту. Израильские бомбы с лазерным наведением не в состоянии уничтожить ни технологии, ни желание», — пишет издание. Премьер-министр Б. Нетаньяху и его окружение сравнивают рамочное соглашение по ядерной программе с «Мюнхенским сговором» 1938 г.

Globes подсчитывает геополитические риски, констатируя превращение Ирана в региональную сверхдержаву. «Тегеран фактически управляет Ливаном и Сирией, а также во многом Ираком и Йеменом. США, как правило, вежливо выслушивают предупреждения израильской разведки о том, что радикальная шиитская ось (иранский режим — режим Асада — ливанская „Хезболла“) опаснее радикальной суннитской оси („Исламское государство“ — „Аль-Каида“), но не более того. На данный момент США считают приоритетным сдержать экспансию ИГИЛ, не посылая сухопутные войска», — утверждает газета. Несмотря на некоторые преувеличения, Globes предвкушает масштабные изменения в балансе сил на Ближнем и Среднем Востоке, которые с каждым днём заявляют о себе всё более отчётливо.

Президент США Б. Обама празднует тактическую победу, заявляя о том, что соглашение с Ираном лишает последнего возможности обзавестись ядерным оружием. Госсекретарь Дж. Керри следует заветам своего патрона, который предупреждает: «Если ИРИ нарушит соглашение, то санкции будут автоматически восстановлены». Однако есть два обстоятельства, о которых Белый дом предпочитает на время забыть, — республиканская оппозиция в конгрессе и позиция Израиля. Шансы Обамы на отмену санкций, введенных в адрес Ирана, минимальны. Напомним, что в марте 47 сенаторов направили в Тегеран коллективное письмо, в котором предупредили иранские власти, что любое соглашение, которое не одобрит сенат, будет отозвано новым главой США в 2017 г. Хозяин Овального кабинета понимает шаткость своего положения, что выражается в его следующей фразе: «Если конгресс убьёт это соглашение, не основываясь на выводах экспертов и не предлагая какой-либо альтернативы, то именно Соединенные Штаты будут обвинять в провале дипломатии. Международное единство рухнет». Республиканцы будут делать всё, чтобы демократы не смогли записать в свой актив судьбоносное соглашение с Ираном. Политические оппоненты президента подумывают об ужесточении санкций, не обращая никакого внимания на угрозы Обамы. Что касается Израиля, то он устами министра разведки Ю. Штейница высказался вполне конкретно: «Те, кто празднуют рамочное соглашения в Лозанне, — оторваны от реальности, в которой Иран отказался от уступок по ядерному вопросу, угрожая Израилю и другим странам Ближнего Востока». «Несмотря на то, что соглашение ещё не является реальным документом, мы приложим все наши усилия, чтобы предотвратить его принятие или, по крайней мере, внести в текст необходимые изменения», — цитирует Штейница телеканал СNN.

Пока ядерная программа Ирана накаляет страсти во властных кабинетах Америки, мировая война за ресурсы продолжается. Её интенсивность нарастает одновременно в нескольких частях света. Средняя Азия ожидает наступления ИГИЛ и союзных «халифу» террористических группировок в направлении Туркмении, Узбекистана и Таджикистана. На Украине проамериканский режим П. Порошенко ведёт войну против ДНР и ЛНР, пытаясь вовлечь Россию в изматывающий гражданский конфликт. В Сирии и Ираке продолжается передел нефтяных вышек, в котором активно участвуют боевики «Исламского государства», курды, а также правительства в Багдаде и Дамаске. Война подошла и к границе саудовского королевства, которая в аравийских песках кажется эфемерной. Йемен превратился в новую линию фронта, которую пытается подмять под себя коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией. Шиитское движение «Ансар Аллах», прогнавшее президента А. Мансура Хади из Адена, возлагает надежды на мирные инициативы России и Китая, которые стремятся потушить «пожар» на Аравийском полуострове. Глава хуситского политбюро С. ас-Саммад сообщает РИА «Новости», что Москва и Пекин пытаются защитить йеменский народ от агрессии, призывая остановить кровопролитие.

На этом глобальная нефтяная интрига не ограничивается. В Венесуэле набирают силу беспорядки, которые сопровождаются столкновениями с полицией и уличными боями. Придавая оппозиции ореол народной поддержки, Reuters пишет, что "домохозяйки прячут бутылки и бензин для изготовления «коктейлей Молотова», а «молодежные активисты создают сети конспиративных квартир», «перекрывая дороги» в крупных городах страны. Главным действующим лицом выступает движение «Сопротивления», представитель которого призывает свергнуть правительство вооруженным путем. Президент Н. Мадуро не теряет времени. Как сообщает венесуэльская El Nacional, глава государства продолжит закупки оружия у России и Китая, несмотря на сложную ситуацию с финансами, вызванную падением нефтяных цен. В Каракасе считают, что США переносят «украинский сценарий» на местную почву. С точки зрения экономики Вашингтон уже совершил «нефтяную революцию»: объем поставок нефти в США из стран ОПЕК сократился до минимума января 1988 г., достигнув 2,316 млн баррелей в сутки. По данным Минэнерго, в январе 2015 г. ОПЕК поставила в США 71,809 млн баррелей сырой нефти, из которых 24,428 млн составила доля Саудовской Аравии, 19,055 млн — доля Венесуэлы, а 10,154 млн — доля Эквадора.

Вырисовывается интересная картина: Саудовская Аравия сдерживается американцами через конфликт в Йемене, Россия — через Украину, а Венесуэла раскачивается изнутри. Именно на «обломках этих царств» США хотят возродить свою нефтяную империю. Если следовать подобной логике, то снятие санкций с Тегерана и потенциальный рост его нефтепроизводства до 2,5 млн баррелей в сутки рассматривается Вашингтоном в качестве дополнительного рычага, «нефтяного джокера», с помощью которого цены могут упасть ещё ниже, причиняя ущерб Москве, Эр-Рияду и Каракасу. Интрига развивается. Развязка истории ожидается в конце 2015 г.