Сегодня полностью разбалансирована энергосистема и нет нормальной управляемости топливно-энергетическим сектором

Министерство энергетики и угольной промышленности Украины считает, что стране выгоднее покупать уголь в ЮАР по 2 тыс. грн. или в России за 1,8 тыс. грн. за тонну, чем у отечественного производителя по 1,5 тыс. грн. Об этом 2 апреля на пресс-конференции заявил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, передает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы говорим, что благодаря тому, что, несмотря на всё, мы добываем уголь, мы дальше работаем. А при этом нам говорят, что на уголь высокая цена в 1500 грн. При этом уголь из ЮАР привозится по 2 тыс. грн. за тонну, из России 1800 грн. за 1 тонну. Платится валютой 100%, и это нормально», — сказал Тимченко.

Он объявил о готовности ДТЭК закупать добываемый на государственных предприятиях Украины уголь по 1,5 тыс. грн. за 1 тонну. «Нам говорят: „Вы не берете государственный уголь“. Так я хочу публично заявить, что мы готовы брать весь объём угля, который производят „Львовуголь“ и „Волыньуголь“. Я публично заявляю, что мы готовы публично подписывать прямой контракт по цене 1,5 тыс. грн. с этими угольными объединениями. Я публично заявляю, что мы готовы подписывать прямые контракты с другими угольными объединениями на востоке по цене 1,5 тыс. грн. за 1 тонну, потому что это самая дешёвая цена по сравнению с импортной альтернативной», — заверил Тимченко.

По его словам, себестоимость добычи угля на государственных шахтах составляет от 2 до 4 тыс. грн. за 1 тонну. «Нам сегодня говорят о том, что ГП „Уголь Украины“ продает уголь по 1,1 тыс. грн. за 1 тонну. Это обман. На бумаге 1,1 тыс. грн., и что якобы это покрывает себестоимость. Сегодня себестоимость добычи угля на государственных шахтах составляет от 2 до 4 тыс. грн. за 1 тонну. Вопрос в том, как считать. Если в себестоимость включать только зарплату, то да, можно сказать, что там себестоимость и 900 грн. А если думать о будущем, то себестоимость минимум 1,5 тыс. грн. для того, чтобы прожить. А для того, чтобы сбалансировать и думать на год, на два, на три, это совершенно другой объём денег», — считает Тимченко.

Он также напомнил, что в бюджете Украины на 2015 год вообще не заложены дотации на угольную отрасль. «Надо быть реалистами. У нас объём дотаций на угольную отрасль в прошлом году был в объеме 10 млрд грн. В этом году не предусмотрено государственных дотаций. И какой выход? Естественно, это должно быть отражено в стоимости угля. Естественно, эта стоимость угля должна покрываться тарифом на тепловую генерацию, потому что тариф на тепловую генерацию на 80% состоит из стоимости угля. К чему вся эта история приводит? Сегодня полностью разбалансирована энергосистема. Сегодня нет нормальной управляемости топливно-энергетическим сектором. Сегодня тариф на тепловую генерацию и деньги, которые нужны угольщикам, покрывает потребности на 50%. Сегодня мы каждый день видим стихийные забастовки, перекрытие трасс и так далее по всей Украине, начиная от запада до востока. Сегодня я слышу выступления представителей „Волыньуголь“, „Лисичанскуголь“, „Селидовуголь“ с одной и той же риторикой: не уничтожайте угольную отрасль, сбалансируйте ситуацию, возьмите в руки управление», — подчеркнул Тимченко.

Напомним, накануне украинский министр энергетики Демчишин заявил, что энергохолдинг ДТЭК, принадлежащий украинскому бизнесмену Ринату Ахметову, отказывается покупать уголь на госшахтах. «ДТЭК не хочет покупать уголь, добытый государственными шахтами. ДТЭК рассказывает сложную историю о недостаточности тарифа, который не покрывает стоимость добычи угля, и, соответственно, они не могут добывать и не везут его на станции, и сжигают запасы», — сказал Демчишин. По словам министра, после полугода переговоров с ДТЭК о их себестоимости добычи угля и производства электроэнергии Минэнергоугля пришло к выводу о рентабельности бизнеса компании.