Белорусские власти вновь активировали «растворительно-разбавительную схему», продолжив обогащаться на реэкспорте российских энергоресурсов

Официальный Минск фактически присоединился к антироссийским санкциям Запада, демонстрируя это на примере «продовольственного оффшора». Сегодня россияне массово выводят капитал через Белоруссию, а та увеличивает импорт российской нефти по «интеграционным» ценам и экспорт нефтепродуктов (основного экспортного товара РБ) и синхронно с этим укрепляет контакты с Литвой для наращивания транспортировки нефтепродуктов. В самой Литве нефтепогрузка тем временем увеличилась на 38%, в том числе за счёт Белоруссии (данные на март 2015 года).

Теперь о том, как это взаимосвязано и в чём собственно гешефт. Происходящее во многом обусловлено экономической спецификой режима Александра Лукашенко, базирующегося на: государственной монополии в Белоруссии, отсутствии приватизации, доступе к недорогим кредитным ресурсам, а также придворном бизнесе и олигархате. Последние обеспечивают и курируют в республике сферы, связанные с переработкой российской нефти и углеводородного сырья, продажей их в ЕС, в том числе под видом «растворителей», доступом на российский рынок, производством спецтехники, таможней (конфискат и контрабанда), стройиндустрией, продажей оружия, хлоркалийным экспортом, продуктовой, алкогольно-табачной и развлекательной (игровой и лотерейной) индустрией.

Завязан экономический базис режима Александра Лукашенко на структуры, близкие к «Президентскому спортивному клубу», глава — Дмитрий Александрович Лукашенко — средний сын президента Республики Беларусь, — также, по информации масс-медиа, контролирующий фонд «семьи» Лукашенко, в который поступают не только субсидии из бюджета, но и прибыль от азартных игр, торговли оружием, производства сигарет и «штрафов», взимаемых с бизнесменов.

«Уникальность» экономической модели Белоруссии для всевозможных гешефтов на российском направлении, прикрываемых демагогией о «рыночном социализме» («союзничестве» и т.п.), и реальную роль в ней «придворного» бизнеса и олигархата структура формирования налоговой доходной части бюджета РБ только подчеркивает: на долю подоходного налога приходится: с предпринимателей 2,2%, с граждан — 1,9% (для сравнения — в США около 50% республиканского бюджета).

В Республике Беларусь 95,9% налоговых доходов бюджета обеспечивают юридические лица. Бюджетообразующие предприятия (крупнейшие налогоплательщики Республики Беларусь): РУП «ПО Беларуськалий», «Белтрансгаз» (приватизирован «Газпромом»), «Нафтан», Мозырский НПЗ, ИП «Лукойл-Белоруссия», Гродненская табачная фабрика «Неман», РУП «Минск Кристалл» (алкоголь), «Мингаз», «Табак-инвест», Минский завод виноградных вин, «Гомельтранснефть „Дружба“».

По данным масс-медиа, СП, ООО, ОДО, ЗАО и т.д. попадают в поле зрения контролирующих органов режима после того, когда труд предпринимателя и всего коллектива сделал работу предприятия успешной, приносящей хороший доход и дающей достойную зарплату работникам. Если верить интернет-публикациям, в один прекрасный день приходят и говорят: «60-80% акций нужно отдать под компанию Пефтиева, Чижа или другого приближенного к семье Лукашенко бизнесмена, или в ближайшее время будешь в следственном изоляторе». Процесс приобрел масштабный характер с национализации (де-факто рейдерских захватов) контрольных пакетов акций успешных предприятий пищевой сферы, работавших на российском рынке без криминальных посредников и способных создать с российскими коллегами совместное конкурентоспособное предприятие международного/европейского уровня (кондитерские фабрики «Спартак», «Коммунарка»).

Пара примеров, как «растут» белорусские олигархи (причём далеко не самые крупные) и создаются (разумеется, «сами собой») холдинги:

— Трижды сенатор Николай Мартынов (постоянно с 2004 г.), член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению, генеральный директор СООО «Марко». Во время первого сенатского срока (2004-2008) сенатор от Витебской области стал владельцем «Витебского пива», на базе которого создано предприятие «Двинский бровар». Во время второго срока сенаторства (2004-2008) «Марко» стала собственником обувной фабрики «Красный Октябрь». Сейчас на базе «Марко» создается кожевенно-обувной холдинг, в который уже вошёл Витебский меховой комбинат.

— Сенатор Андрей Павловский, в верхнюю палату белорусского парламента избран в 2012 году от Волковысского, Дятловского и Слонимского районов, в Совете Республики входит в Постоянную комиссию по экономике, бюджету и финансам, числится заместителем директора по инвестициям в учрежденной им компании «Биоком», которая в результате одобренной властями покупки акций миноритариев уже стала вторым после государства собственником акций одного из крупнейших молочных предприятий республики — ОАО «Беллакт» — единственного в Белоруссии производителя сухих молочных смесей для детей, а также производителя цельномолочной продукции и белковых продуктов для спортсменов.

Мартынов и Павловский — далеко не самые крупные фигуры в среде белорусского олигархата, хотя весьма показательные в том смысле, что обрели «вес» в последнее десятилетие, и тем, как это произошло. Фигуры покрупнее (Пефтиев, Чиж и т.д.) к этому времени уже были, так сказать, олигархами со стажем. В последние годы, по мере нарастания кризисных показателей в экономике РБ в целом, олигархат и придворный бизнес режима Лукашенко росли как на дрожжах, благодаря «опеке» над следующими прибыльными сферами на восточном направлении: Доступ на российский рынок, включая свободный доступ белорусских товаров на российский рынок и закрытый рынок Белоруссии для российских товаров (кроме нефти и газа). Республика Беларусь является мировым рекордсменом по количеству ограничительных мер для российского экспорта и бизнеса (более 22). Руководство Белоруссии не выполняет части подписанных и ратифицированных договоренностей по ТС-ЕЭП.

Переработка российской нефти и углеводородного сырья, продажа в ЕС, в том числе под видом «растворителей» и «разбавителей». Обеспечены следующим:

Во-первых, внутрироссийскими ценами. На Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, по данным СМИ, нефть по внутрироссийским ценам шла в объеме 20 млн тонн в год (для собственных нужд Белоруссии необходимо около 6 млн тонн в год). Получаемые после переработки нефти бензин, дизельное топливо, мазут продавались в страны ЕС по мировым ценам (прибыль около 8 млрд долларов США в год). До 2013 года Республика Беларусь получала 40% валюты от экспорта нефтепродуктов в страны ЕС. «Только за счёт льготных цен на энергоносители Республика Беларусь в 2012 году сэкономила около $10 млрд» (или 16% ВВП Беларуси). (Цитата из статьи сотрудников Института экономики Национальной академии наук РБ, опубликованной в ведомственном журнале Нацбанка РБ «Банковский вестник».)

Во-вторых, неучтенными поставками нефти на белорусских НПЗ. Система магистральных нефтепроводов, к которым относится нефтепровод «Дружба», — это, по словам исследователей, огромный общий резервуар, куда российские нефтяные компании закачивают нефть с месторождений, затем отбирают её для экспорта и переработки. Объективно проконтролировать со стороны циркулирующие объёмы нефти в системе трубопроводов «Транснефть» можно только условно, разве что полностью опустошив всю систему трубопровода. По данным СМИ, проблема неучтённых излишков нефти образуется за счёт разности потоков закачиваемой и откачиваемой из нефтепровода нефти, а также за счёт завышения норм технологических потерь нефти. Какие объёмы неучтённых излишков в действительности могут быть скрыты в трубопроводе, знает лишь узкий круг доверенных лиц. В среднем за 3 месяца потери нефти в системе магистральных нефтепроводов России составляют 0,5 млн тонн. За 1 год это эквивалентно 2 млн тонн нефти.

В-третьих, обещаниями России создать Союзное государство и «растворительно-разбавительными» схемами. После ликвидации в 1995 году границы с Россией Белоруссия получила огромные преференции по беспрепятственному доступу белорусских товаров и услуг на российский рынок, дешёвым кредитам, газу (в течение 10 лет газ из России шёл по внутренним российским ценам, его объемы в 3 раза превышали объемы, необходимые для потребления и работы предприятий в Белоруссии, оставшиеся неосвоенные объемы газа продавались в ЕС по мировым ценам, прибыль около 4 млрд долларов США в год), нефти (по данным медиа — при цене 1 тонны нефти 394 доллара США и «белорусском» экспорте нефтепродуктов в Евросоюз в 785 долларов США, в среднем прибыль на тонне — 220-290 долларов).

С 1 января 2012 года Республика Беларусь вступила в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Отмена таможенного контроля на границах между Белоруссией, Казахстаном и Россией и перенос его на внешний контур Таможенного союза с июля 2011 года в целом облегчили транспортировку грузов внутри Таможенного союза. Россия, по информации СМИ, беспошлинно предоставила белорусской стороне по внутрироссийским ценам 6,5 млн тонн нефти в год для внутреннего потребления. Согласно ратифицированным документам, Белоруссия при продаже бензина, дизельного топлива и мазута за пределы Таможенного союза была обязана перечислить в российский бюджет экспортную пошлину. Однако в 2012 году РБ стала мировым производителем растворителей и разбавителей, которые при пересечении границ с Польшей, Литвой, Латвией превращались снова в бензин, дизельное топливо и мазут. Дизельное топливо и бензин экспортировались в Европейский союз под видом разбавителей-растворителей, а мазут поставляли как антикоррозийную смесь.

Белорусская промышленность растворители-разбавители не производит — предприятий по их производству просто не существует. В Белоруссию ввозились российские нефтепродукты и «перерабатывались» виртуально, в соответствии с фиктивными, специально придуманными для этих целей ТУ (техническими условиями), и дальше уже в качестве продукта собственного производства нефть вывозилась (экспортировалась) за границу. Де-факто это контрабанда, которой способствовало высшее руководство Литвы и Латвии, поскольку транзит и перепродажа нефтепродуктов приближены к высшей власти этих республик. Белоруссия еще три года назад ухитрилась стать мировым производителем растворителей и смазочных материалов — за счёт «растворительно-разбавительных» схем (с белорусской стороны, по данным медиа — Юрий Чиж, Николай Воробей, Анатолий Тернавский через Литву, Латвию, Польшу). За 6 месяцев 2012 года экспорт растворителей увеличился в 4,5 раза до 3,2 млн тонн, а смазочных материалов в 28 раз до 1,6 млн тонн. Однако, при пересечении границы Таможенного союза растворители и смазочные материалы в Литве, Латвии, Польше снова превращались в бензин и дизельное топливо. Только за 2012 год российский бюджет, по данным СМИ, недосчитался экспортной пошлины в размере 2 млрд долларов. Не выполнены достигнутые договоренности по возврату в Россию 6 млн тонн дизельного топлива и бензина, переработанных на белорусских нефтеперерабатывающих заводах.

В целом годовые российские энергосубсидии составили около 10 млрд долларов, или 16% ВВП Республики Беларусь. За тот же год через фирмы, зарегистрированные в Белоруссии, из России вывели 15 миллиардов долларов (информация Центробанка России о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов, лето 2013). Схема, по данным масс-медиа, выглядит следующим образом: оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Белоруссии, проводится на основании товарно-транспортных накладных. При этом отследить фактические поставки невозможно из-за отсутствия таможенного контроля. Сегодня, судя по сообщениям СМИ, эта схема вновь активирована.