Экс-глава МИД ПМР: Зачем Тирасполю Кишинев, если все решает Киев?

Владимир Ястребчак. Запрет на пропуск плавленого сырка в Приднестровье: забота о правах человека по-киевски

Владимир Ястребчак, 2 Апреля 2015, 03:40 — REGNUM  

В Приднестровье внимательно отнеслись ко всем последним заявлениям украинской стороны, в том числе по поводу нежелания официального Киева осуществлять «разморозку» молдавско-приднестровского урегулирования путем силовых действий. Естественно, что такой «посыл» встретил в Тирасполе лишь одобрение. Пытаясь снизить негативный резонанс от заявлений, сделанных во время встречи президента Украины Петра Порошенко со своим румынским коллегой, украинская сторона всячески сейчас стремится обозначить то, что в её понимании «разморозка» не предполагает силового решения конфликта.

В то же время некоторые шаги украинского руководства, предпринимаемые уже сейчас, говорят о том, что Киев намерен активизировать свои действия на приднестровском треке, в т.ч. путем «несиловой разморозки» (в качестве политического неологизма этот процесс можно обозначить как «холодное поджаривание»), причем далеко не всегда соизмеряя их с реальными украинскими интересами и возможными последствиями таких шагов.

В частности, 18 марта с.г. украинский кабинет министров принял постановление № 117, согласно которому через приднестровский сегмент границы более не могут перемещаться подакцизные грузы (пока что спиртные и табачные изделия), причем в обоих направлениях. При этом перечень товаров, на которые распространяется запрет, был дополнен за счет того, что в подакцизные товары были включены не только такие «классические» группы и подгруппы товаров (согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Украины), как спирты, спиртосодержащие напитки, сырье для табачного производства, сигары и пр., но и довольно экзотические для подакцизной продукции товары, такие, как разного вида ароматизаторы для производства мороженого, а также безобидные на первый взгляд плавленые сырки. По-видимому, безобидность плавленых сырков была обманчивой: в Киеве решили бороться с подакцизной продукцией по всей протяженности пищевой цепочки…

Оставляя в стороне ироническую тональность комментариев, подчеркнем: принятое Украиной решение гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

Во-первых, Киев наносит серьезный удар по приднестровским импортерам, которые, кстати, осуществляли существенные финансовые вложения в производство подакцизной продукции на территории Украины. Более того, украинская сторона явно выходит за рамки тяжелейшего для Приднестровья экспортно-импортного режима образца 2006 года, по которому готовая продукция, импортируемая приднестровскими экономическими агентами, могла ввозиться ими в Приднестровье, независимо от факта регистрации в Республике Молдова. По сути, Тирасполь получает все правовые основания для того, чтобы заявить, что именно Киев начал слом механизма 2006 года.

Во-вторых, своим решением украинские власти наносят серьезный удар по своим собственным экспортерам подакцизной продукции, в первую очередь, алкогольной. Благодаря заинтересованности крупных экономических агентов Приднестровья, украинский алкоголь создавал серьезную конкуренцию приднестровскому на внутреннем рынке; более того, по имеющейся информации, некоторые украинские предприятия работали по давальческим схемам на приднестровском рынке, что позволяло им расширять географию своего сбыта с выгодой для себя.

В-третьих, вводя запрет на экспорт подакцизной приднестровской продукции через приднестровский сегмент границы, украинская сторона заставляет всерьез задуматься о том, зачем Тирасполю искать какие-либо компромиссные решения с Кишиневом, если Киев всё решает в одностороннем порядке. Получается, что приднестровские экспортеры, даже пройдя все круги, описанные Данте, и получив молдавские товаросопроводительные документы, всё равно не смогут вывезти свою продукцию оптимальными путями. Это порождает законный вопрос: для чего Тирасполю договариваться с Кишиневом, если Кишинев всё равно ничего не решает и ничем помочь не может?

Не хочется выглядеть пессимистом, но, возможно, уже действительно скоро будет поздно. Иные, более влиятельные участники региональных и международных процессов, вполне могут вновь обратиться к теме эффективности переговорного процесса и, как следствие, задуматься о результативности диалога между сторонами конфликта. В таком случае, принятое украинским правительством решение от 18 марта 2015 года — вполне резонный шаг, хотя и не факт, что оно принималось по согласованию с другими «старшими товарищами» и уж тем более со сторонами конфликта.

В-четвертых, хочется надеяться, что в Тирасполе понимают значимость принятых Киевом решений. Как минимум в контексте того, что любые достигнутые в теплых странах с богатым инвестиционным потенциалом решения, сопровождаемые восточной хитростью, вряд ли будут в полной мере реализованы, если украинские власти лишь начали свою программу действий и не пойдут дальше в отношении иных товарных позиций. Приднестровье по-прежнему остается уязвимым для экспорта-импорта всех групп товаров по классификации ТН ВЭД 1−24 (пищевая продукция), а также для иных категорий сырья, в которых металлолом будет занимать не последнее место. Даже с учетом больших запасов металлолома на Украине, значительно увеличившихся за последний год, не факт, что приднестровские металлурги смогут воспользоваться этим потенциалом.

В-пятых, неясно, что и как будет дальше. Скорее всего, это вопрос и для украинской стороны, ведь Киев пока вряд ли понял, какие проблемы породил своим решением и возможными действиями в развитие этого решения. Начнем с того, что всем участникам придется дать степень оценки нового участия Киева в региональных процессах. И не во всем данная оценка будет комплиментарной, что вполне предсказуемо. Как в такой ситуации будет продолжаться переговорный процесс, сказать весьма сложно, однако для формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM) появляется важная тема относительно роли всех участников, включая отдельных сопосредников и гарантов.

В Киеве также, надеемся, понимают, что подобные решения существенно осложняют диалог с приднестровской экономической и политической элитами. Создаваемые рамки значительно сужают пространство для диалога, поскольку тема является достаточно чувствительной для местной элиты. Более того, действия украинской стороны могут привести и к ужесточению переговорных позиций Приднестровья, а также к консолидации местных элит и населения, для которых внешний фактор и внешние вызовы традиционно имеют мощное объединяющее и мобилизующее значение — как, к примеру, в 2006 году. Стоит, однако, учитывать, что в ситуации 2015−2016 года повторение сценария-2006 вряд ли будет столь же спокойным.

В заключение отметим, что мы не пытаемся поставить под сомнение законность принимаемых официальным Киевом решений с точки зрения национального права и иных внутриполитических процессов, в первую очередь борьбы с коррупцией и пр. Вместе с тем, приднестровская тематика традиционно требует соизмерения внутриполитических решений с международными обязательствами любого государства, в особенности, если это государство претендует на сохранение статуса посредника и гаранта в переговорном процессе, а также рассчитывает на мир и социальную стабильность на своих границах.

Владимир Ястребчак — экс-глава МИД Приднестровья, советник 1 класса дипломатической службы Приднестровской Молдавской Республики (в отставке) специально для ИА REGNUM.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Встреча «АЗ» — «Зенит» закончилась победой голландцев
NB!
08.12.16
В чем причины фиаско российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирии?
NB!
08.12.16
Губернатора Петербурга просят объяснить передачу «Зенит-Арены» за 1 рубль
NB!
08.12.16
Путин: Миф о создании телепорта в подвалах Кремля надо поддерживать
NB!
08.12.16
Трамп позвонил президенту Финляндии обсудить Россию и Арктику
NB!
08.12.16
«Украинская постправда» и жители Украины
NB!
08.12.16
Убийство и самоубийство: Как развалили нашу страну
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 8 декабря
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Хитрая приватизация «Роснефти»: что задумал Сечин?
NB!
08.12.16
Сделка по продаже пакета акций «Роснефти» законна: ФАС
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины