Эксперты считают, что система формирует и культуру ответственного выбора

«Не секрет, что существовавшая ранее система организации местного самоуправления имела, если так можно выразиться, „гибридный“ характер: ее функциональная нагрузка сочетала в себе наследие советского периода с постсоветскими реформистскими процессами. На деле это приводило к излишней бюрократизации принятия управленческих решений, не всегда понятному набору полномочий, а также невыполнимости ряда функций по причине банального отсутствия средств», — так оценил работу прежней системы политолог, эксперт в области государственного и муниципального управления Иван Болдырев, передает корреспондент ИА REGNUM 1 апреля.

«Также следует отметить достаточно распространенную точку зрения избирателей: „От нас ничего не зависит!..“, „Без нас все решили…“ и так далее. Подобные настроения явились причиной постепенной утраты интереса граждан к муниципальным выборам, выразившейся в снижающейся явке избирателей в ряде муниципальных образований. Таким образом, если следовать классической формуле „Свобода — осознанная необходимость“, граждане показали, что свобода избирать и быть избранным именно в данном контексте им не интересна. Вполне логичным, в данном ключе, явилось заполнение образовавшегося вакуума расширением полномочий субъектов», — считает собеседник.

По словам эксперта, объективно оценить позитивные и негативные последствия предлагаемых сегодня изменений механизма формирования органов муниципального самоуправления можно только спустя определенное время. Тем не менее, ряд соображений возможно высказать еще «на этом берегу».

«Прежде всего, новый механизм фиксирует лучшую управляемость муниципальных образований главой субъекта. Это означает, что, выбирая главу региона, избиратель будет отдавать свой голос еще и за идущую с кандидатом команду управленцев в муниципальных образованиях. Вторым важным направлением ожидаемых позитивных сдвигов видится исправление тех недостатков прежней системы, о которых мы говорили в начале: более внятное распределение функционала, а также должное финансирование для его эффективного исполнения», — отметил Иван Болдырев.

И еще на один аспект обратил внимание политолог — формирование культуры ответственного выбора. «Весьма вероятно, реформа заставит граждан с большим пониманием собственной заинтересованности подходить к избранию депутатов представительных органов местного самоуправления, а самих депутатов — более внимательно относиться к исполнению своих обязанностей. Также, перемены затронут и муниципальные элиты: в первую очередь, открытием новых каналов рекрутирования элит и расширения старых за счет уже упоминавшегося роста активности депутатов представительных органов, а также за счет институтов гражданского общества: например, администрацию Константиновского района возглавил атаман Первого Донского округа Владимир Калмыков. На мой взгляд, надежды на обновление кадрового состава органов местного самоуправления и доукомплектование его высококлассными специалистами в свете реформы вполне оправданы», — считает специалист.

Как заключил комментатор, новый виток структурного преобразования местного самоуправления берет свой старт не в лучших социально-экономических условиях, вследствие дотационности заметной доли местных бюджетов, и нет такой структурно-организационной формы, которая могла бы называться идеальной.