По итогам 2015 года падение промышленности может составить 1,5-2%. Финансовые трудности и полная экономическая и политическая неопределенность лишают индустрию инвестиций и новых проектов. Опоры для экономического роста нет, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики в очередном мониторинге делового климата в промышленности, передает 1 апреля корреспондент ИА REGNUM.

В марте 2015 года российская промышленность продолжила «вползать» в рецессию. Слабый спрос (потребительский и инвестиционный), а также финансовые проблемы бизнеса и экономическая неопределенность стали основными факторами, лимитирующими рост производства.

Так, 17% предпринимателей констатировали падение спроса по сравнению с февралем, у 70% респондентов спрос сохранился на уровне прошлого месяца. Это наихудший результат за последние пять лет. Средний уровень загрузки производственных мощностей сократился до 60%.

На сокращение прибыли по сравнению с предыдущим месяцем указали почти треть респондентов (28%). 22% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств по сравнению с предыдущим месяцем, что также побило антирекорды последних лет.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности — в феврале ухудшился по сравнению с январем и составил минус 7%.

Как отметили эксеперты, хуже всего в марте себя чувствовало машиностроение. Это очень плохо, поскольку отрасль системообразующая, и «именно она определяет уровень научного, технологического, производственного и кадрового потенциала страны, обороноспособности государства, являясь главным плацдармом подъема экономики России и придания ей модернизационного и инновационного характера».

При этом к позитивным моментам марта экономисты ЦКИ относят замедление инфляции и относительную стабильность на рынке труда.

«Видимо, пик инфляции издержек пройден, и инфляционные ожидания явно пошли на спад», — подчеркивается в мониторинге. Это должно побудить Банк России снизить процентную ставку еще на 1-2% и, тем самым, «разогреть» кредитование бизнеса, что, в конечном счете, должно привести к расширению производства.

Также несмотря на то, что традиционно экономические спады влекут за собой аналогичный по масштабам рост безработицы, российская промышленность пока далека от массовых сокращений. Увеличивающиеся издержки предприниматели компенсируют путем сокращения рабочего времени, вынужденными отпусками для рабочих без сохранения содержания, соответственно снижая нагрузку на фонд оплаты труда. «В крайнем случае, под сокращение попадут малоквалифицированные рабочие и персонал, непосредственно не участвующий в создании прибыли предприятий», — считают в ИСИЭЗ.

По прогнозам экспертов, скорее всего, уже в конце лета отрасль войдет в рецессию и завершит свой экономический дрейф в 2015 году с отрицательными темпами роста в интервале (-1,5%) — ( -2%).