Представители научной и творческой интеллигенции Белоруссии считают неприемлемой передачу общенародного культурного достояния постсоветской республики России в обмен на элементы одежды польской знати — «слуцкие пояса». Об этом они заявили 30 марта в ходе опроса, проведенного корреспондентом ИА REGNUM.

nasledie-sluck.by
Слуцкий пояс.

Напомним, 26 марта в интервью газете «Союз. Беларусь-Россия» посол Белоруссии в России Игорь Петришенко сообщил о том, что в постсоветской республике прорабатывается идея выменять «что-нибудь весьма достойное из созданного мастерами русской живописи» на несколько «слуцких поясов». Петришенко заявил: «Основанием для обмена является решение правительства Республики Беларусь, которое принимается по каждому факту перемещения культурных ценностей при наличии письменной договоренности между музеями и согласно ходатайству министерства культуры о равнозначности обмена. Вопрос обмена, как видите, требует детальной экспертной проработки как с белорусской стороны, так и с российской».

Белорусский художник Владимир Панкратов считает, что обмен картин всемирно известного русского художника Ивана Шишкина, пополнивших в советский период главный художественный музей БССР, на «слуцкие пояса» — не лучшее решение, которое может принять Минкультуры руководство Национального художественного музея Белоруссии. Он отметил: «Слуцкие пояса» — элемент традиционной одежды шляхты, который сегодня воспринимается как экзотика. По имеющимся сведениям, производство этих поясов на территории современной Белоруссии наладил армянин. Мода на них прошла как на шпалеры в Западной Европе, как на многое другое».

«Да, в Речи Посполитой носили жупаны и пояса с саблями. Потом у них появилась уже общеевропейская мода», — отметил Панкратов. По его мнению, попытка объявить «слуцкие пояса» неким национальным колоритом является проявлением «национализации» — «белорусизации» польско-шляхетской моды.

Белорусский художник считает, что идея представления «слуцких поясов» как «белорусских символов» заключается в следующем: «Доказать, что у нас всё было так, как на Западе, «притянуть» белорусскую культуру к западной». Это шаг к обособлению Белоруссии от России, «притягивания» Белоруссии к Западной Европе, к Речи Посполитой. В умах местечковой интеллигенции всё это укладывается в парадигму выстраивания некоего Балто-Черноморского пространства от моря до моря — эдакая Речь Посполитая в культурном плане».

«Живопись Шишкина во всех отношениях превосходит «слуцкие пояса». Министру культуры не следует обменивать живопись Шишкина на «слуцкие пояса», — считает художник. Он отметил, что «в Россию такие пояса привозились напрямую из Персии», поэтому ценность их реплик, произведённых на мануфактурах польских магнатов, не стоит преувеличивать. Панкратов не исключил также, что конспирологическая версия обмена, согласно которой в обмене полотен Шишкина на «слуцкие пояса» заинтересована именно российская сторона, в частности — «богатый нефтью Татарстан, где интерес к собиранию культурных ценностей высок, где заинтересованы в повышении своего культурного статуса».

«Белоруссия проиграет, если передаст в Россию работы Ивана Шишкина. У Белоруссии не будет того исторического периода в живописи, который Советский Союз распределял по всем республикам СССР для повышения культурного уровня местного населения. Во всех советских республиках были свои картинные галереи, призванные выполнять данную функцию, развивать население союзных республик культурно. И не только культурно — и профессионально, и в других отношениях, учитывая местную специфику», — сказал белорусский художник.

«Если руководство Национального художественного музея Белоруссии решит отказаться от картин Ивана Шишкина, то что останется из живописи данного периода в нашем музее? Картины Хруцкого, Рушица? Они по-своему хороши, но не такого уровня. Великолепная живопись Шишкина станет для белорусов недоступной, государственная картинная галерея обеднеет, — считает Панкратов. — Современные художники так не пишут. Картины Шишкина стоят миллионы, но на самом деле они бесценны. Взамен их у нас ничего достойного не появится».

Белорусский скульптор Александр Гвоздиков, как и все опрошенные корреспондентом ИА REGNUM представители белорусской интеллигенции, о перспективе обмена полотен Ивана Шишкина на «слуцкие пояса» узнал в ходе опроса. «Возможно, обсуждение велось на каком-то уровне», — сказал он, отвечая на вопрос, были ли консультации властей республики с интеллигенцией по вопросу обмена культурных ценностей на хранящиеся в России элементы одежды польской знати.

«Ни в коем случае нельзя отдавать работы Ивана Шишкина», — заявил Гвоздиков. По его мнению, придерживающиеся противоположного мнения должны быть логичны и требовать возвращения вывезенных из побеждённой гитлеровской Германии репараций, «и Египту, и Индии всё вывезенное французами и англичанами тогда тоже надо вернуть».

«Всё, что есть, — должно остаться, — убеждён Гвоздиков. — Это ценности мирового значения. Не будь у нас полотен художника Ивана Шишкина — мы бы знали только местных. То, что сформировалось в наших фондах, — то сформировалось и должно остаться у нас».

Профессор Минской духовной академии Валентина Теплова, оценивая откровения посла Белоруссии в России, сказала: «Впервые об этом слышу. Мне будет очень жаль, если полотна Шишкина, которые сейчас доступны для всех посетителей музея, вдруг окажутся не столь доступными».

«Лишиться полотен Ивана Шишкина — это было бы опрометчиво», — сказала Теплова. По её мнению, вывоз из Белоруссии полотен великого живописца будет недостойным итогом усилий всех тех, кто способствовал собиранию культурных ценностей в республике.

Доктор философских наук, профессор Лев Криштапович, комментируя заявление Петришенко о возможности обмена хранящихся в белорусских музеях ценностей на «слуцкие пояса», сказал: «Рассматриваю это как одну из форм бюрократического мышления наших чиновников. Бюрократизм многолик, и его нельзя свести только лишь к бумаготворчеству и чванству».

«Повторяя слова президента, чиновники стремятся обезопасить себя от возможной критики в свой адрес, получить своеобразную индульгенцию, но тем же самым они показывают свою профнепригодность — будь то сфера экономики или культуры», — отметил философ. По его мнению, зачастую реакция на цитирование к месту или не к месту Александра Лукашенко вызывает в обществе прямо противоположную реакцию — авторитет чиновника падает, он выглядит ущербным, непрофессиональным, стремящимся изо всех сил удержать своё кресло.

«Иван Шишкин — наш общерусский художник, попытки «прописать» его по ведомствам Белоруссии или России просто смешны, — считает Криштапович. — Русский язык, русская история — всё это наше».

«В сфере культуры не меньше бюрократизма, чем в других сферах», — резюмировал профессор.

Белорусский писатель Андрей Геращенко также негативно оценил инициативу властей постсоветской республики обменять картины Ивана Шишкина на «слуцкие пояса», отметив: «Наше национальное достояние пускают по ветру. Хотят избавиться от Шишкина».

Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии проводят политику «белорусизации», частью которой является конструирование новой идентичности белорусов на основе противопоставления русскому. По мнению Александра Лукашенко, «слуцкие пояса» являются «национальным символом» белорусов, с чем категорически не согласны многие представители белорусской интеллигенции. Тем не менее по распоряжению Лукашенко были потрачены большие средства в иностранной валюте на строительство завода по выпуску реплик этого элемента одежды богатейшей прослойки польской шляхты — магнатов, подчёркивавшей своё «сарматское» происхождение, которое якобы оправдывало их привилегированное положение над славянами (причём не только над русскими — коренным населением Белой Руси, но и над польскими крепостными).

Лукашенко, бессменно управляющий Белоруссией с 1994 года, победил на первых президентских выборах под лозунгами ликвидации дискриминации русскоязычных, объединения с Россией и т.д. Со временем русский язык, обладающий статусом государственного, стал подвергаться дискриминации — русскоязычная топонимика последовательно уничтожалась (от названий населённых пунктов до остановок общественного транспорта), ряд предметов в школьной программе было решено перевести исключительно на «беларускую мову» и т.д. От идеи восстановления единого государства остались лишь заявления о готовности к экономической интеграции с постоянными требованиями льготных цен на энергоносители, преференций в сбыте белорусских товаров на российском рынке и т.п. К выдающимся представителям белорусского народа были приписаны польские и литовские дворяне, деятели науки и искусства разных народов, а также военачальники — в т.ч. и те, которые вырезали белорусов целыми городами, подавляя национально-освободительные и антикрепостнические движения.