Якутии нужно 30 млрд рублей на северный завоз

Якутск, 30 марта 2015, 09:48 — REGNUM  Грузоперевозчики столкнулись с трудностями при кредитовании

Жизненно важный для арктических районов Якутии северный завоз требует помощи федеральной власти — потребность предприятий-операторов составляет более 30 млрд рублей. Для обеспечения запланированного досрочного завоза грузов им необходимо содействие в кредитовании. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в региональной администрации.

С проблемой, требующей решения на федеральном уровне, глава Якутии Егор Борисов выступил на совещании в российском правительстве. Удорожание заемных средств и дефицит собственных финансовых мощностей могут стать помехой для организации досрочной доставки жизнеобеспечивающих грузов в отдаленные районы республики. Операторам необходимо содействие в ускорении кредитных процедур коммерческих банков.

Глава Якутии обратился к министру финансов Антону Силуанову с просьбой о кредите в 8,11 млрд рублей.

Ранее о намечающихся сложностях северного завоза говорил вице-спикер парламента Анатолий Добрянцев: «В связи с принятием экономических санкций Евросоюза в отношении России произошло резкое повышение цен на продовольственные товары первой необходимости, горюче-смазочные материалы. С мест поступает много писем в адрес постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики. По этим отзывам видно, что в вопросе совершенствования системы обеспечения товарами первой необходимости до сих пор мы не навели должный порядок».

Климатические условия, географическая удалённость и наличие острой необходимости развития транспортной инфраструктуры обуславливают высокий уровень текущих расходов. По словам вице-спикера якутского парламента Виктора Губарева, «удельный вес транспортных расходов по доставке потребительских товаров в их доле стоимости составляет 70-90%»

По данным Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии, в 2014 году изменена схема завоза социально значимых продовольственных товаров по линии «Якутоптторг». В колымскую группу улусов товары завезены через Сеймчан Магаданской области в первый тур навигации, в июле. В Анабарский и Оленекский улусы продтовары доставляются автомобильным транспортом в зимний период через Усть-Кут по автодороге «Вилюй» без накопления и хранения в Ленске. В вилюйскую группу улусов завоз будет производиться ежеквартально в связи с круглогодичной транспортной доступностью — по федеральной трассе «Вилюй», через Беркакит либо Нижний Бестях.

«В связи с изменениями в техническом регламенте Таможенного Союза, в части установления требований к сроку годности вместо срока хранения до одного года, завоз планируется производить два раза в год. Водным транспортом — на обеспечение 7-8 месяцев годовой потребности и автомобильным транспортом (в зимний период) на обеспечение 4-5 месяцев годовой потребности товаров. При этом механизм реализации продовольственных товаров на местах останется прежним: в районных центрах — „Якутоптторг“, в населенных пунктах — субъектами торговли, определенными муниципальными районами и образованиями», — отметил глава ведомства Юрий Зайцев.

По автозимникам запланировано доставить 736.5 тысяч тонн грузов, на 27 марта текущего года перевезено 635.6 тысяч тонн, или 86,3%. Перевезено 242.7 тонны продовольствия (49,8%), 9,6 тонн сельскохозяйственной продукции (50,3%).

В зимний период запланирован закуп продовольственных товаров в объеме 7,708 тысяч тонн и социально значимых товаров 1,334 тысяч тонн. Заключено договоров на 6,617 тысяч тонн. Весь объем поступил в республику. План перевозки продтоваров составляет 11,064 тысяч тонн. Перевозки начались с 24 февраля, отгружено 8,334 тысяч тонн (75,3% от плана), доставлено 7,758 тысяч тонн (70,1 % от плана).

На сайте главы Якутии сообщается, что для обеспечения северного завоза предприятиям республики необходимо аккумулировать 28,7 млрд рублей. При этом собственные возможности предприятий составляют порядка 6,2 млрд рублей. Еще около 10 млрд рублей может быть привлечено с учетом субсидирования процентных ставок из средств бюджета республики. Тем не менее, остаток в 12 млрд рублей пока не обеспечен источниками финансирования.

Напомним, что основным перевозчиком грузов для северного завоза является речной транспорт, отправной точкой для якутских грузов — речной порт Осетрово (Усть-Кут) в Иркутской области.

Между тем, о необходимости в текущем году завозки грузов опережающими темпами заявил и министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Иван Носков. Как сообщает портал sia.ru, ожидается, что график деятельности всех объектов Осетровско-Ленского транспортного узла будет более напряженным, чем всегда. Это связано с прогнозируемым увеличением перевалки грузов, что обусловлено реализацией проекта «Сила Сибири» и освоением Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.

Между тем, как сообщает портал SakhaNews, срок ввода в постоянную эксплуатацию железной дороги Томмот — Якутск, которая могла бы значительно упростить и удешевить северный завоз, до сих пор не определен. Первоначально речь шла о 20 декабря 2012 года. Но из-за неисполнения договорных обязательств генеральным подрядчиком ЗАО "Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» срок был перенесен на ноябрь 2013 года, а затем — на ноябрь 2014 года. В конце августа 2014 года участок железнодорожной линии Томмот — Нижний Бестях (439 км) был сдан во временную эксплуатацию. В настоящее время пусковой комплекс готов на 90,4%.

Во время встречи с Антоном Силуановым Егор Борисов обратился к министру финансов РФ с просьбой помочь с завершением строительства. Антон Силуанов дал поручение включить этот вопрос в поправки к ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Интересно, что несмотря на финансовые трудности нынешнего года, судя по ежегодным сообщениям СМИ, северный завоз в Якутии регулярно под угрозой срыва. Так, в 2014 году «Российская газета» сообщила, что депутаты республиканского госсобрания назначили виноватыми за срыв завоза чиновников в райцентрах, особенно в Индигирской группе улусов. По их мнению, они не обеспечили углубление обмелевших рек земснарядами. Издание приводит мнение руководителя Торгово-промышленной палаты Якутии Владимира Членова, по словам которого корни проблемы в том, что северный завоз никто толком не организует: «В течение пяти лет отсутствует какая-либо координация доставки грузов в Арктику. Завозом занимаются федеральные и республиканские структуры, но каждый видит только свою узкую часть работы. Состыковать их некому».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Парад тщеславия и смерти: икона американской политики
NB!
24.02.17
Бои в Донбассе: Солдаты ВСУ могли погибнуть из-за взрыва хранилищ с хлором
NB!
24.02.17
«Латвия станет государством, из которого убегут все люди»
NB!
24.02.17
Савченко призывала солдат ВСУ идти на Киев «валить власть»
NB!
24.02.17
Песков: Эрдоган прибудет в Москву и встретится с Путиным
NB!
24.02.17
СМИ: Демократы готовят план свержения Трампа
NB!
24.02.17
Альянс Россия—Турция—Иран: где тонко, там может порваться
NB!
24.02.17
Власти Белоруссии: мы скоро решим газовый конфликт с Россией
NB!
24.02.17
Донбасс останавливает заводы, Украина теряет миллиарды: обзор экономики
NB!
24.02.17
Из-за обстрелов ВСУ остановилась Донецкая фильтровальная станция
NB!
24.02.17
День независимости Эстонии: праздник благодаря большевистской России
NB!
24.02.17
Нидерланды — следующее слабое звено ЕС?
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России