В Единый день голосования, 13 сентября, жителям Самары предстоит избрать в районные советы 284 депутата, которые позже сформируют состав городской думы из 41 парламентария, а те, в свою очередь, назначат главу города, рекомендованного комиссией от власти сити-менеджера.

Самарская губернская дума приняла 24 марта в двух чтениях закон «Об осуществлении местного самоуправления на территории Самары». Комментируя корреспонденту ИА REGNUM реформу МСУ, проводимую губернатором Николаем Меркушкиным, депутат регионального законодательного собрания Михаил Матеев выразил мнение: «Если МСУ будет окончательно дискредитировано, глава области только выиграет, потому что люди окончательно убедятся — обращаться нужно только к главе области Николаю Ивановичу, все остальные новые-старые депутаты — пустое место».

Отныне городская дума Самары будет формироваться не напрямую населением, а из числа районных депутатов — 284 человек, которые по прописанной законом квоте сформируют городской парламент. Сама избирательная кампания в районные советы стартует в 20-х числах июня. Промышленный район представит в гордуме девять депутатов, Кировский — восемь, Советский — шесть, Октябрьский и Железнодорожный — по четыре, Красноглинский и Куйбышевский — по три, Самарский и Ленинский районы — по два. 50% депутатов райсоветов будут избраны по партийным спискам.

Районные депутаты избираются сроком на пять лет, городская дума будет формироваться раз в два с половиной года. Главы внутригородских районов Самары будут избираться из состава районных депутатов и исполнять полномочия председателей райсоветов. Главой Самары депутаты гордумы назначат утвержденного специальной комиссией от власти сити-менеджера. Органы МСУ должны быть сформированы до 15 ноября текущего года, администрации районов — до 1 января 2016-го. В течение трех месяцев уставы областного центра и районов должны быть приведены в соответствие с принятым региональным законом.

«Несмотря на то, что депутатами и мной было внесено большое количество поправок, прошла только одна, внесенная депутатом от „Единой России“ Олегом Борисовым, — рассказал об итогах заседания регионального парламента Михаил Матвеев. — Она касалась увеличения численности городской думы Самары с 39 до 41 человека за счет увеличения квот, полагающихся Железнодорожному и Советскому районам. Очевидно было, что это лоббисткая поправка, связанная с желанием провести большее количество своих людей в городскую думу. Все остальное „ЕР“ было дружно отвергнуто. Самара, которая была единым муниципальным образованием, который делился на 35 избирательных округов (от них население избирало 35 депутатов-одномандатников), теперь разделен на девять независимых друг от друга муниципальных образований. Нужно учитывать, что районы в Самаре крайне неравнозначны (так сложилось исторически) по территории и численности. Например, в крупнейшем Промышленном районе проживает 276 тыс. человек, а в самом маленьком — Самарском (историческом центре) — 30 тыс. Исходя из этого, один из споров, который был на думе, связан с тем, что районы получили неравнозначное представительство в городской думе. От Промышленного района делегируется в гордуму девять депутатов, то есть один депутат от более, чем 30 тыс. избирателей. От Самарского — два, условно каждый представляет 15 тыс. человек».

«То же самое касается районных советов, которые создаются в районах, — продолжил Матвеев. — То есть там численность от 24 до 41 депутата. Получается, например, в Самарском районе депутат избирается от тысячи избирателей, а в Промышленном — от 6000. Поэтому некоторые депутаты и я, в том числе, выступили по поводу того, что этот законопроект нарушает принципы равенства кандидатов. Отметим, что и доступность избирателей до депутатов соответственно будет разной. Все эти расчеты — почему девять, почему два — весьма натянуты, там логики особо никакой нет. При этом принято решение, что 50% райсоветов будет избираться по партийным спискам. Я жестко выступал против этого. Так как, и сам губернатор говорил о снижении политизации на уровне МСУ, кроме того, на мой взгляд МСУ — это не поле для партийной борьбы, они созданы для решения вопросов ЖКХ, благоустройства и тому подобное. При этом, если хоть какую-то часть мандатов в райсоветах оппозиция и может получить, то гарантии того, что представителей этих партий делегируют в гордуму практически сводятся к нулю. Если, не будет принято специальное политическое решение — методом ручного регулирования губернатор предложит направить в городскую думу представителя КПРФ и ЛДПР».

По мнению Михаила Матвеева, особенностью принятого закона является то, что районные советы избираются на пять лет, а гордума на два с половиной года. «При этом сам принцип ротации городской думы не прописан, не понятно — то ли 100% депутатов будут обновлены, то ли ни одного, — поясняет парламентарий. -. Сейчас исходят из того, что это будет зависеть от того, как хорошо будут работать эти посланцы районов, как будут защищать интересы граждан. На мой взгляд это далеко от демократии, потому что здесь будет большой процент субъективности и многочисленного конфликта интересов, так как не понятно кто и как будет принимать решения. И еще символичная поправка. Федеральное законодательство в декабре 2014 года предусмотрело дополнительный способ формирования исполнительной власти, теперь сити-менеджеры, которых избирала комиссия из представителей власти, могут получить статус главы города, района и так далее. Ранее главой мог быть человек только избранный. Теперь подразумевается, что должность главы города будет у главы исполнительной власти — сити-менеджера».

Политик считает избрание 284 районных депутатов — колоссальной проблемой, поскольку кадровый вопрос очень сложен. «Были проблемы и при выборах в городскую думу из 35 депутатов, когда не все партии, даже парламентские, находили кандидатов по этим округам, — говорит он. — Были случаи, когда не выставляли депутатов по всем округам — просто не было людей. То есть не в каждой партии есть такое количество членов, которых можно было бы делегировать в кандидаты в депутаты. Это такой вот фарс». Как он отметил, главный вопрос — финансовый, так и не был обозначен. «Например, выступивший глава города- председатель городской думы Александр Фетисов насмешил всех тем, что сказал, что средства облбюджета не потребуются, — сообщил Михаил Матвеев. — При этом как-то хитро сказал, что сколько-то все-таки из городского бюджета потребуется, но больших расходов это не повлечет. На это депутат Михаил Белоусов от ЛДПР парировал — разве у депутатов райсоветов не будет ни стола, ни ручки, они должны же обращения на чем-то писать. Все это стоит денег. То есть было очевидно, что вопрос абсолютно не проработан, никто не знает, сколько это будет стоить. А также никто не может сказать, какие полномочия будут переданы на районный уровень. То есть будут ли эти народные избранники реальными вершителями судеб, либо это будет рать общественников, которые будут не власть осуществлять, а доводить до населения инициативы губернатора и вести разъяснительно-пропагандистскую работу, а все решения по-прежнему будут приниматься на уровне областного правительства.

По поводу оплаты работы депутатов. Это будет происходить согласно уставам райсоветов, с которыми опять же происходит забавнейшая вещь. В законе прописано, что районные уставы должны быть приняты в двухмесячный срок, при этом не понятно, какой орган их будет принимать, если сами районные собрания будут сформированы только в сентябре. Сейчас действует общая федеральная норма, по которой 10% депутатов могут работать на освобожденной основе. Но райсовет может принять решение, что все депутаты могут работать на общественных началах, включая председателя. Общая установка губернатора Николая Меркушкина связана с тем, что депутат — это не работа, за это ему платить не нужно. Если порассуждать на тему заинтересованности стать депутатом, то, возможно, для молодых людей — это способ самореализации, показать себя в общественном поле. У кого-то может быть прагматический интерес. Когда речь идет о тех, кто возглавляет ТСЖ или, например, домовые советы, чтобы в итоге с помощью депутатского мандата помочь своему дому решить вопросы благоустройства. А в остальном это может рассматриваться как принудительная функция, когда партийных людей просто делегируют. Не будем забывать и про интересы финансово-промышленных групп, которые могут своих сотрудников в эти райсоветы и дальше в гордуму продвигать для реализации своих задач. Соответственно депутаты будут находиться на содержании своих хозяев. Допускаю, что есть люди, которые рассматривают возможность стать районным депутатом, как свою миссию в обществе. Таких людей немного, но они есть».

«Такая рать людей (284 депутата), которая появляется, как уровень власти вызывает у населения больше вопросов, чем понимания, — высказал свою точку зрения самарский политик. — Люди, особенно в условиях экономического кризиса, настроены на прагматичные отношения с властью: у них проблема, они обратились, проблема решилась. Если будет выясняться, что эти депутаты не обладают никакими возможностями для помощи людям, для решения даже простых вопросов просто из-за того, что нет денег или потому, что это решение принимается сверху, то этот уровень власти будет очень быстро дискредитирован. Тем самым по МСУ будет нанесен окончательный удар, потому как сейчас оно, практически на городском уровне демонтировано. Я не исключаю, что это может быть какой-то скрытой целью реформы политической, потому что всё происходящее в Самарском регионе в последние годы по инициативе губернатора Николая Ивановича Меркушкина, в конечном итоге приводит к укреплению его авторитета за счет авторитета других ветвей власти и уровней. Главная пиар-концепция, которая красной нитью проходит через подконтрольные ему СМИ — то, что в губернии есть один человек, который все решает. Это губернатор. Если МСУ будет окончательно дискредитировано в результате реформы, им инициированной, то губернатор только выиграет. Потому что люди окончательно убедятся — обращаться нужно только к Николаю Ивановичу. Все остальные новые-старые депутаты — пустое место».