Crazeplane и энтерпрайс — как спутники Победы

К могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены и Вечному огню на Поклонной горе москвичи чаще всего приходят 9 мая и 22 июня. Молодожены, для которых возложение цветов и фотографирование в Александровском саду на фоне солдат почетного караула — не в счет. Их маршрут заранее составлен организаторами свадеб, их привозят — и быстро увозят, надеюсь, в своих радостях они позже вспомнят, где побывали. На Поклонной, то есть в Парке Победы, новобрачные теряются на большой территории, и чаще всего пьют шампанское у работающих летом фонтанов. До музея они не доходят: извините, ждет праздничный стол. Официально он называется Центральным музеем Великой Отечественной войны́ 1941-1945 гг. И, как написано во всех путеводителях, это главный объект мемориального Парка Победы.

Точно не знаю, как должен выглядеть парк с таким названием. Но абсолютно уверен: не так, как он выглядит сегодня и, тем более, как он выглядел вчера. Нет у меня уверенности в том, что по аллеям парка и перед зданием музея следует кататься на роликовых коньках, скейтбордах и велосипедах. Тем более что у входа в музей висит предупреждение — на которое никто не обращает внимания — о запрете поступать таким образом на территории, завершается оно словами: «Нарушители будут привлекаться к уголовной и административной ответственности!». Не покидает ощущение, что перед тобой смесь французского с нижегородским, изначальная непродуманность идеи — и нынешнее нежелание расставить все на свои места. На территории мемориала оттачивают свое мастерство люди, имеющие любое «колесное» средство передвижения, и как приятственно разгуливать по аллеям парка, уворачиваясь от катящейся на тебя толпы.

В 2012 году сюда навезли 2,5 тысячи тонн песка, прокаленного, просеянного и, как заверили организаторы, прошедшего международную сертификацию в Канаде. В июне прошел турнир серии «Большого шлема» по пляжному волейболу, а через месяц — квалификационный раунд Кубка мира по пляжному футболу. Потом драгоценный песок увезли. Может быть, я упустил какой-либо вид спорта, по сей день не представленный на территории Мемориального комплекса — тогда прошу прощения. Скажем, керлинг в Парке Победы. Звучит.

Назовите мое мнение брюзжанием — оно от этого не изменится. В тесной Москве, где лишь недавно — вроде бы… — решили отказаться от «точечной застройки», парк площадью в 135 гектаров стал местом отдыха. Как указано в одном из рекламных проспектов, «многочисленные асфальтированные склоны и дорожки Поклонной горы являются одним из излюбленных мест роллеров. На территории парка действует городок аттракционов с виртуальным кинотеатром, crazeplane, энтерпрайсом и др., есть детская игровая площадка». Насчет «энтерпрайса» сказано хорошо и ясно. Остается вопрос: должен ли был парк стать местом памяти о нашей Победе?

Да, очень скоро, к юбилейному 9 мая территорию приведут в абсолютный порядок. Пройдет наш великий праздник — и Парк Победы вновь превратится в обычную развлекательную площадку. Говорю об этом абсолютно уверенно, так уже было десять лет назад, когда в октябре 2005 года на Поклонной горе четыре дня проходил II Всемирный фестиваль циркового искусства, в котором приняли участие артисты из двенадцати стран мира. Огромный успех, всеобщая радость, в шапито, установленном на территории Парка Победы, за эти дни побывало десять тысяч человек, жюри распределило награды в форме статуэток цирковых коней…

Ну, чтобы объяснить выступления клоунов, акробатов и дрессировщиков поблизости от музея Великой Отечественной в год 60-летия Победы, «креаклы» предложили «пиплу» замечательную формулировку: официально цирковой фестиваль был посвящен разгрому фашизма. И лозунг всего этого действа звучал так: «Мир выстоял, потому что смеялся». Практически весь «пипл», как и планировалось, все «схавал» и смеялся.

«Мир выстоял, потому что смеялся» — изречение известное. Абсолютно верно. Я из первого послевоенного поколения, мои родители прошли через всю войну, поэтому наверняка у меня тяжелая форма склероза: никак не упомню, в какой еще стране мира создан и с подобным коммерческим размахом функционирует «развлекательно-мемориальный центр». Или — «мемориально-развлекательный», если вы хотите соблюсти остатки пристойности. Мемориальный — несколько дней в году по торжественным датам. Все остальные триста с лишним суток — исключительно развлекательный.

К 60-летию Победы коммунисты Западного административного округа Москвы опубликовали заявление, больше всего похожее на ноту протеста. «В течение десяти лет, прошедших со времени открытия Парка Победы, неуклонно захватывались все новые участки его территории для использования в целях, не имеющих никакого отношения к памяти о павших, — объявили авторы письма. — Сначала, с молчаливого согласия городских властей, аллеи мемориального комплекса начали осваивать велосипедисты и любители роликовых коньков. И мимо памятников, где по всем морально-этическим нормам любого цивилизованного общества следует в тишине замедлять шаг, с шумом и визгами носится новорусская молодежь, не замечая ничего и никого, кроме своих ровесников-компаньонов».

Вовсе необязательно сегодня быть членом КПРФ, чтобы признать правоту этих слов. Мир никогда не смеялся у мемориалов и памятников погибшим за страну и свободу. А вот иностранцы не ведают, куда приходят, а потому прибывший туда 8 марта министр иностранных дел и сотрудничества Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо и Марфиль лишь осмотрел территорию парка и возложил венок к монументу-часовне памяти испанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. А несколькими днями позже экскурсию по музею Великой Отечественной войны для руководителя канцелярии Центрального комитета Коммунистической партии Китая Ли Чжаньшу провел его российский коллега Сергей Иванов…

Они не задержались у многочисленных ларьков, торгующих воздушной кукурузой, «хот-догами» и газировкой. Не дошли до аттракциона «Пещера ужасов»: «Отрубленные руки и ноги, головы, которые находятся не на положенном им месте, а на столе рядом с их обладателями — вот, что по-настоящему жутко. „Пещера ужасов“ — это возможность пощекотать нервы, не нанося вред психическому и физическому здоровью».

Жутко другое. В сентябре прошлого года появилось сообщение о том, что под Донецком найдено несколько захоронений, куда украинские каратели побросали тела убитых ими мирных жителей. Уже через четыре дня общественное движение «Матери России» организовало и провело акцию скорби «Донецк: невинно убиенные». И, как вы догадались, она состоялась на Поклонной горе, неподалеку от «пещеры». Куда идут «оттянуться». Так что мы сделаем все возможное, чтобы сограждане, посещающие Парк Победы, смогли это сделать по максимуму. Пока еще нам далеко до превращения Поклонной горы в наш российский «Диснейленд». Хотя попытки были.

Полагаю, это противники реформ и рыночных отношений сорвали планов громадье, которые составила в свое время столичная мэрия. В июне 2004 года было объявлено: городские власти утвердили проект планировки территории Поклонной горы. Гостей — Мемориального комплекса… — готовились порадовать океанариумом на площади в 19.680 квадратных метров, гостиницей, подводным рестораном, различными аттракционами на территории в 3 тысячи квадратных метров, рестораном быстрого обслуживания на 250-300 человек и, почему-то, спортивной полосой для тренировочных противопожарных мероприятий на площади 800 квадратных метров. Жалко конечно, что не выгорело с подводным рестораном, который следовало бы непременно назвать, как сейчас в России принято, на иностранный манер — «Vaska Terkin».

Именно поэтому Мемориальный комплекс пока далек от совершенства. Большим упущением по сей день остается отсутствие на Поклонной горе «спортивного тотализатора» под названием «Скажи-ка, дядя, ведь недаром», отсутствует пивной бар «Блокада Ленинграда», фитнесс-клуб «Дочь полка». Логическим стремлением «выстоять и смеяться» будет организация в Александровскому саду, вдоль могилы Неизвестного солдата трассы автогонщиков-"стритрейсеров" на четверть мили, проведение на Мамаевом кургане нескончаемых «конкурсов красоты», а на Пискаревском мемориальном кладбище — ежемесячных рок-фестивалей с хитами про «задвину работу, пошлю начальство нафиг»… В проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», как я с радостью выяснил, есть пункт о необходимости развития «инновационных форм и методов патриотической работы органов государственной власти с молодежью». Звучит очень содержательно и многообещающе. Но пока инновации и остальные «нанотехнологии» работают плохо, заметил я. Все традиционно: у Вечного огня на Поклонной горе, в двух кабинках из прозрачного оргстекла, стояло по школьнику. Минут через пять дежурившая неподалеку девушка подала команду, и «караульные» сменились. На них не было формы или просто пилоток, единственное, что отличало их от других детей — красно-зеленый галстук, повязанный на шее.

«Начальника караула» звали Анна Рыгалина, должность — специалист по связям с общественностью Московского дома общественных организаций. Вот она мне и объяснила суть дела: это — общественный патронат, сейчас, в порядке очереди, детские объединения всех округов Москвы принимают в нем участие. Нет, речь не идет о военной подготовке. И об инновациях тоже: детей учат, как правильно промаршировать к кабинке у Вечного огня, как следует возлагать цветы, для них проводят экскурсии на Поклонной горе.

— Сегодня здесь дети из пятого и восьмого классов, — сообщила она. — Они — из клуба интернациональной дружбы «Молодежная волна» из Юго-Восточного округа. Обычно мы здесь проводим четыре часа, но сегодня (дело было 21 марта — В.Г.) похолодало, так что время сократим до двух часов, ребята стоят по 10 минут. У нас исходят из того, что школа должна только обучать, но не воспитывать. Поэтому низкий поклон людям, которые в таких клубах работают и детей именно воспитывают, в ЮВАО сегодня 110 таких объединений. Ну а вышедшая со своего боевого поста девочка оказалась Софией Тимошенко, ученицей московской школы имени Виктора Талалихина.

— Я здесь в первый раз, и очень волновалась. Если некоторые дети не хотят приезжать сюда, думают, что это большая нагрузка, то для меня это было радостью. Вот и все, что она мне сказала. Больше и не надо. Надеюсь, все ее слова полностью укладывается в еще одно положение программы, предусматривающее «развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации». Только София об этом важнейшем документе вряд ли пока знает.

Она пообещала мне помнить свою вахту. Как сказала Анна Рыгалина, иногда сверстники, проходящие мимо «школьного караула», пытаются задирать стоящих у Вечного огня детей. И добавила: «Это у них от зависти».