Своим исходом из партии «Единая Россия» руководитель фракции «ЕР» в горсовете Новосибирска Вячеслав Илюхин продемонстрировал классический результат предвыборного противостояния провинциальных элит, считает заместитель исполнительного директора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Александр Пожалов

Используя для дискредитации партии спор вокруг модели партийных праймериз, Вячеслав Илюхин навредил себе, а не партии, считает эксперт ИСЭПИ. Он подтвердил свою слабость как бывшего кандидата от партии, но и не набрал очков в глазах оппозиции, на которую пытался «работать», утверждает Александр Пожалов. Чем ближе выборы, тем больше отдельные политики начинают искать, «где лучше», разыгрывая конъюнктурные модели противостояния провинциальных элит. Исход Илюхина стал классическим примером такого противостояния. «Подобного рода действия можно назвать конъюнктурными. За ними практически всегда стоит противостояние отдельных групп элит провинциального уровня, а не персональные политические амбиции. И провоцирование подобных скандалов — это попросту отзвук таких противоречий», — считает Пожалов.

Подобные действия со стороны «бывших» партийцев он называет недальновидными. «Очевидно, что на конкретных выборах для конкретных политических персон эти решения могут угрожать их личному политическому будущему», — замечает эксперт, напоминая, что в 2015 году в Новосибирской области, помимо большого числа выборов глав муниципальных образований, пройдут выборы в Совет депутатов областного центра и региональное Законодательное собрание.

Между тем Илюхина считают «близким» к мэру Новосибирска, коммунисту Анатолию Локотю. Очевидно, что именно на него и был рассчитан демарш бывшего единоросса. Однако эксперт ставит политические планы «перебежчика» под сомнение — исходя из практики предвыборных кулуарных войн, «бывшие» оказываются невостребованными у своих новых хозяев, отмечает он.

«Если говорить о перспективах, очевидно, что те политики, которые не видят себя в списках или кандидатах от „Единой России“ на будущих выборах, очень часто пытаются громко расстаться с партией, чтобы создать вокруг себя флер оппозиционности и тем самым примкнуть к другим политическим силам. Но, как правило, практика показывает, что „бывшие“ не пользуются популярностью и доверием и не добиваются серьезных успехов в других политических силах. И это касается не только бывших единороссов, но и „бывших“ из других партий. Этот фактор нужно учитывать», — заявил эксперт.

Знакомый с ситуацией в регионе, Пожалов отмечает, что противоречия между местными политиками и стратегическими интересами руководства «Единой России» на региональном и федеральном уровне стали очевидны «еще на стадии обсуждения модели предварительного голосования и системы выборов в городской совет». Местные элиты, к которым примкнул и «перебежчик» Илюхин, настаивали, в частности, на закрытом внутрипартийном предварительном голосовании, в котором участвуют только партийцы и представители дружественных организаций. Руководство партии убеждало коллег в необходимости применить открытую модель, позволяющую голосовать и участвовать в предварительных выборах и малым партиям.

«Решение о проведении праймериз по первой, открытой модели с приглашением других политических партий попробовать свои силы, свои ресурсы было стратегически правильным шагом, который позволяет „Единой России“ обновить свои ряды, а кандидатам, претендующим на мандаты, — почувствовать свои силы не в кулуарной борьбе в тепличных условиях, а в открытой, конкурентной борьбе на предварительном голосовании. Что касается смешанной модели выборов в горсовет, на которой в итоге остановились, то „Единая Россия“ как пропрезидентская партия в этом вопросе реализовала президентский курс на повышение открытости политической системы и развитие партийной системы», — говорит Пожалов.

Стоит отметить, что принятие модели смешанных выборов в Новосибирске, тем более с учетом прежних высоких результатов тех же коммунистов, устраивает оппозицию. Исходя из этого, ряд партий смогут получить мандаты за счет партийного бренда. К тому же смешанная модель выборов, к примеру, в горсовет, сможет обезопасить избирателей от «перебежчиков» и конъюнктурщиков, которых не любит ни оппозиция, ни «Единая Россия».