Напряженная социальная обстановка, которая сложилась в Донецкой Народной Республике с конца 2014 года, вынудила главу ДНР Александра Захарченко взять под личный контроль ценовую политику. По крайне мере об этом в последние дни февраля заявил руководитель администрации главы ДНР Максим Лещенко.

«Глава ДНР Александр Захарченко берет под личный контроль продуктовую корзину, ценовую политику государства в связи с обвалом курса гривны», — сказал Лещенко. Двумя днями спустя, на открытии съезда правящего общественного движения «Донецкая Республика» Захарченко поставил задачу правительству ДНР обеспечить завоз продуктов в республику из РФ. «Правительству поставлена задача обеспечить завоз продуктов из РФ… Основным экономическим партнером нашей республики будет РФ», — отметил он. Уже 18 марта глава ДНР констатировал, что на территорию республики начали завозить продукты из России: «Этот процесс пошел, наши бизнесмены завозят российскую продукцию. И сама острота вопроса нехватки продуктов снята». По словам Захарченко, сейчас в магазинах ДНР идет процесс по увеличению ассортимента. «И следующий этап — жесткий государственный контроль над ценообразованием в крупных торговых сетях», — подчеркнул он. «Такая же ситуация была с ГСМ: как только пошли закупки в РФ, произошло снижение цены. Мы на этом не останавливаемся — хотим сделать стоимость бензина на 5-6 грн. дешевле, чем на Украине», — заверил Захарченко.

Корреспондент ИА REGNUM решил проверить, как руководство республики выполняет свои обещания, связавшись с жителями городов ДНР Снежное, Шахтерск и Донецк. По словам респондентов, в марте на территории ДНР, как и прежде, сохраняется напряженная социальная обстановка, обусловленная массовым сокращением и невыплатой зарплат, пенсий, пособий, а также высокими ценами на продукты питания. Из-за повального безденежья и дороговизны продуктов население фактически прекратило оплачивать коммунальные услуги.

«Обстановка напряженная и взрывоопасная. У людей нет денег, нет работы, большинство шахт так и не запустили, хотя в городе с октября 2014 г. спокойная обстановка, нет боёв. С прошлого года всем пенсионерам сделали уравниловку — дают по 900 или по 1000 грн. ($43). Не платят регрессы шахтерам, соцпособия на содержание детей и одиноких матерей. К примеру, раньше у меня была шахтерская пенсия и регресс — около 10 тыс. гривен ($430), сейчас дают по 1000 грн. В Шахтерске почти все горняки, у пенсионеров были большие пенсии — от 4 тыс. гривен, да плюс регресс — 6-7 тыс. Сейчас ничего нет, иногда дают по 1000 грн. Это позор! Мы с прошлого года не платим за коммунальные услуги — свет, вода, тепло. Так же и соседи», — сказал житель Шахтерска Михаил. Он сообщил, что в марте на территории ДНР цены на продукты превышают цены по Украине на 100-200%. «У нас все деньги идут на еду. По сравнению с Украиной у нас продукты подорожала от 100 до 200%, в зависимости от категории. 1 кг соли — 15 грн., сода — 13 грн., яйца 10 шт. — до 30 грн. (Украина — от 11 грн.), хлеб (батон) — 6,50 грн., мясо говядина 130 грн., свинина мякоть 90 грн., сало — 90-100 грн., масло растительное — 47-50 грн. за 1 л. Подешевел сахар — 25 грн. за 1 кг (было 30 грн.), а на Украине сахар по 15 грн. за 1 кг. У нас сыры — до 120 грн. за 1 кг, колбаса сырокопченая — 115 грн. за 1 кг. Подорожали спиртные напитки: 0,3 л. „паленого“ коньяка — от 80 грн., бутылка водки 1 л — 120 грн. В аптеках заканчиваются лекарства, те, что остались, на вес золота. Российской гуманитарной помощи не видим и не слышали», — рассказал Михаил.

В свою очередь, житель г. Снежное Сергей отметил, что на фоне резкого подорожания ГСМ российская таможня установила лимит вывоза бензина. «Несмотря на заявления Захарченко, цены на ГСМ по-прежнему больше, чем на Украине, хотя все поставки бензина идут из России, должны быть дешевле. На заправках А-92 продают от 25 до 26 грн. за литр, А-95 — до 31 грн. за литр. Все знают, что поставками бензина и установлением цен на заправках ДНР занимаются бойцы батальона „Оплот“. Поделили рынок, грабят нас. В Снежном острая проблема с работой, поэтому чтобы хоть как-то прокормить семью, начал ездить в Ростовскую область за бензином. Но российские таможенники разрешают вывезти только полный бак и 10 л бензина. Продают 1 л бензина марки А-92 по 24 грн. Не живем, а выживаем. Такого беспредела даже в 90-е не было», — сообщил Сергей.

Также высокие цены на продовольствие сохраняются в Донецке. «Очень трудно достать необходимые лекарства, многие уже кончились. Фактически погибают диабетики, сердечники. Аптеки полупустые. То, что есть, — продается по нереальным ценам. Дорогие продукты: 1 кг сахара — 27 грн., картофель — до 11 грн., 1 кг свинины — 120 грн. Вообще нет детского питания и памперсов. Резко подорожал и сократился выбор алкоголя: бутылка Артемовского шампанского — 100 грн. (раньше 40 грн.). По-прежнему нет минеральной воды. Гуманитарную помощь из России лично я никогда не получал и не слышал, чтобы ее где-то раздавали», — рассказал житель Донецка Александр.

Депутат парламента Новороссии Ирина Попова подтверждает резкое осложнение социальной обстановки в ДНР и ЛНР, вызванное безденежьем, дороговизной продуктов питания и нехваткой медикаментов. «На полках магазинов есть все товары первой необходимости — это факт. Другое дело, что у людей не хватает средств, чтобы их купить. Цены чрезвычайно высокие по сравнению с Украиной, которая нас блокирует. О ценах в России мне трудно судить. Имеет место массовое обнищание населения. Люди не получают пенсии, пособия, зарплаты. Власти ДНР пытаются помочь старикам, пенсионерам, предоставляя им гуманитарную помощь. Но гуманитарная помощь не включает в себя медикаменты, средства гигиены. С этим очень большая проблема. Я надеюсь, что ввод мультивалютной системы расчетов оживит товарооборот в республике. При этом крайне необходимо восстанавливать экономику республики, чтобы создавать рабочие места, чтобы люди получали зарплату и были отчисления в бюджет. Также республике необходим мир. Я недавно была в районе аэропорта Донецка, там до сих пор идут бои», — подчеркнула Попова.

Депутат также отмечает высокую смертность и старение местного населения. «Сегодня в республике повышенная смертность среди мирного населения. Много молодых и пожилых людей умирают от инсультов и других болезней. Среди моего окружения многие погибли не от обстрелов жилых кварталов, а от стрессов, нехватки лекарств и отсутствия своевременной госпитализации. К примеру, кто-то стал свидетелем обстрела, а через несколько дней люди погибали от инфаркта. Это также преступление, это тоже жертвы войны. Люди быстро постарели. Война всех резко состарила, лет на 10. Здесь очень сложно жить», — подытожила Попова.

На брифинге 20 марта министр экономического развития ДНР Евгения Самохина заявила, что буквально к концу этого месяца ситуация изменится к лучшему. «Импорт продуктов питания за 16 дней марта из РФ достиг 736 тонн. Для сравнения: за весь февраль — 471 тонна, январь — 127 тонн. При этом импорт с Украины за 16 дней марта составил один миллион 500 тонн. Учитывая фактор экономической блокады, такие темпы позволяют говорить, что к концу месяца РФ выйдет на первое место по поставкам продуктов в ДНР. Такое переориентирование связано не только с экономической блокадой Киева, но и с возрастающими поборами со стороны украинских силовиков», — заявила Самохина. По ее словам, в связи с тем, что министерство экономики республики заключило договора с российскими предприятиями по поставке продуктов в ДНР из России, цены на большинство продуктов снизились, однако, признала министр, есть и такие продукты, как например мясо-колбасные, сырные и молочные товары, цены на которые в России выше, чем в Донбассе, поэтому цены на эти продукты могут подняться еще больше.

Напомним, в январе 2015 года Киев блокировал доставку продуктов и товаров на территории ДНР и ЛНР. Также на украинских блокпостах был введен сложный пропускной режим, требующий получение спецпропуска. Теперь въезжающему или выезжающему с территории, подконтрольной Л/ДНР, необходимо иметь документ с описанием маршрута передвижения и сроком пребывания в зоне «АТО», паспорт, оригинал и копию документа, который подтверждает необходимость поездки. Киев не ведет речи об отмене этого режима, а наоборот — лишь все более усложняет блокаду.