Новую методику РЭК по расчету тарифов на перевозку пассажиров автотранспортом рассмотрят в формате рабочей группы

Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области предложила общественникам обсудить проект новых методических указаний, определяющих единый порядок расчета величины экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Речь идет о городском, пригородном и внутриобластном сообщении. Как сообщили ИА REGNUM в РЭК региона, с документом заранее ознакомились все заинтересованные ведомства: Минпром, Минэкономики, администрация города, прокуратура и налоговая инспекция.

Итоговый документ представила начальник отдела транспортных и социально значимых услуг Юлия Четвергова. По ее словам, тарифы планируется вводить в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев, в рублях за одну поездку либо за один пассажиро-километр. Для перевозчиков, впервые выходящих на регулирование, тариф будет действовать до конца текущего календарного года.

«Регулирование тарифов будет осуществляться методом экономически обоснованных расходов (затрат) и основываться на принципе обязательного ведения раздельного учета перевозчиком объема услуг, доходов и расходов по каждому виду перевозок», — объяснила Четвергова. То есть перевозчики должны будут предоставлять фактические данные о доходах и расходах за базовый и предшествующий периоды. Это должны быть данные о подвижном составе, пробеге транспортных средств, машино-часах работы на маршруте, сведения о пассажиропотоке. Расчет пассажиропотока должен проводиться на основе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и о проданных билетах.

«При регулировании в других сферах индивидуальные предприниматели без вопросов предоставляют фактические расходы. При этом все они работают по упрощенной системе налогообложения», — отметил исполняющий обязанности председателя РЭК Омской области Олег Голубев. По его мнению, «перевозчики тоже способны самоорганизоваться, тем более что мы говорим о социально значимой деятельности. Нужен тариф — значит, придется „выйти из сумрака“ и доказать свои затраты».

Как уточнили в РЭК области, ряд регионов уже начали переходить на учет факта. Например, тарифы по факту формируются в Екатеринбурге, применяется единая транспортная карта на все виды автотранспорта. В Кургане предельные тарифы устанавливаются индивидуально для каждого из 25 перевозчиков, тарифы варьируют от 16,02 до 16,84 руб. за поездку.

«Методика не противоречит распоряжению Минтранса России от 18.04.2013, она предусматривает и расчет ряда основных показателей по нормам», — считает доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской автодорожной академии Сергей Сорокин.

На заседание совета прибыли около 30 предпринимателей. Однако, как рассказали в РЭК, они пришли, чтобы выразить свое несогласие с проектом документа: «Основной тезис их выступлений сводился к тому, что нужно вообще минимизировать участие перевозчиков в процессе тарифообразования. По их мнению, РЭК должна самостоятельно по нормативам установить и ежегодно индексировать тарифы перевозчикам с учетом инфляции, роста стоимости ГСМ и других факторов. При этом некоторые предприниматели, которым такого тарифа будет недостаточно, могут обратиться в РЭК по своей инициативе и установить индивидуальный тариф. В целом суть их выступлений сводилась к недовольству тем, что придется „собирать много бумаг“».

Как рассказала в беседе с корреспондентом ИА REGNUM исполнительный директор НП «СРО „Омские перевозчики“ Светлана Малая, основная часть перевозчиков, работающих в Омске, находится на упрощенной системе налогообложения, крупных предприятий в этой области не так много.

»Основная часть — это предприниматели, у которых всего по несколько машин. При этом сейчас департамент транспорта всем наказал сменить «Газели» на более дорогой вид транспорта, а цены выросли практически в два раза. Поэтому на заседании совета мы показали, что не сможем делать все то же самое, что и муниципальные предприятия. У них есть дотации, а мы живем только за свои деньги. Мы считаем, что необходимо несколько способов расчета тарифов. Основная часть нашей работы держится на мелких частниках, по которым собрать весь огромный объем документов невозможно. Поэтому мы и предлагаем сделать общий тариф, ведь все нормативы есть", — сказала Малая.

Член общественного совета Борис Сватков предложил перевозчикам войти в состав рабочей группы, которая еще раз детально обсудит методику. В итоге в рабочую группу войдут представители РЭК, профильных министерств и надзорных органов, а также четыре перевозчика.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в городском департаменте транспорта, в Омске в настоящее время официально организуют пассажирские перевозки на транспорте средней и малой вместимости, а также в автобусах более 80 частных перевозчиков.

В Омской области на пригородном и межмуниципальном сообщении работают порядка 900 транспортных средств (автобусы), сообщили ИА REGNUM в областном министерстве промышленности, транспорта и инновационных технологий.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, в 2014 году РЭК в соответствии с действующей методикой установила тарифы для перевозчиков, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров автотранспортом. В том числе были установлены и предельные тарифы для автобусов малого и особо малого класса. Тарифное решение, касающееся автобусов малого и особо малого класса, вызвало возражения прокуратуры Омской области, этот вопрос рассматривался в Омском облсуде. В итоге суд признал недействительным соответствующий приказ РЭК от 10 сентября 2014 года. С момента вступления решения суда в законную силу проезда в маршрутных такси должен был стоить 18 рублей.

Однако решение суда в законную силу еще не вступило. Его сначала оспорил правозащитник Валентин Кузнецов, а затем перевозчики. Теперь точку в вопросе, какой приказ РЭК будет действовать — с тарифом 18 или 22 рубля, должен поставить Верховный суд.