В Центризбиркоме РФ выступил руководитель Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский, который подвел итоги 3-месячной фонда и наблюдательного совета "Выборы-2003". По словам Пржездомского, предварительный вывод, который позволяют сделать исследования - данная избирательная компания по числу нарушений и использованию манипулятивных приемов гораздо чище, чем предыдущая. В то же время, отметил глава Российского фонда свободных выборов, главным ее отличием от предыдущих является наличие жесткого административного компонента в борьбе за голоса избирателей.

Среди нарушений, зафиксированных в ходе нынешней избирательной компании, Пржездомский назвал диспропорцию в освещении деятельности отдельных партий, проведение агитации накануне выборов, разного рода препятствия работе наблюдателей, угрозы в их адрес и использования правоохранительных органов для пресечения их деятельности.

Москвичам, по его словам, не понравилась новая форма кабинок для голосования, которая, по их мнению, не обеспечивает должной конфиденциальности. Кроме того, Пржездомский привел курьезный случай, когда в Москве у пластиковой урны для голосования отвалилось дно, причем печати остались на месте. Он также привел любопытный случай самозванства в Тверской области, когда был обнаружен фиктивный "наблюдательный совет при ЦИК РФ".

Сопредеседатель наблюдательного совета "Выборы-2003", секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов добавил к этому, что наблюдательным советом было зафиксировано более полутора тысяч нарушений, однако при общем количестве избирательных участков в России - 95 тыс. - это очень незначительны охват. "Можно сказать, - заявил он, - что нами зафиксирована средняя температура по больнице 0-36,8, но есть палаты, где температура зашкаливает за 40".

Такими "палатами", по словам Федотова, прежде всего являются Башкортостан и Татарстан. Нарушения, зафиксированные в этих регионах, являются сознательными и характеризуются цинизмом и грубостью. В частности он привел факты, когда группа наблюдателей была выдворена с территории Башкортостана. При попытке повторно въехать в республику наблюдатели были забросаны камнями. Наблюдателей также высылали из гостиниц, где они проживали.