Уникальные белорусские политтехнологии: как выбрать Лукашенко президентом
Прогрессивные предвыборные технологии по-белорусски, несомненно, вновь позволят Александру Лукашенко продлить своё пребывание на президентском посту
В Белоруссии приближаются президентские выборы. Поэтому есть резон посвятить несколько материалов теме, являющейся для масс-медиа «терра инкогнито» — связанной с методами и обеспечением продления президентского срока
Белорусскими госструктурами создано множество как бы аналитических проектов, сайтов, институтов, центров и прочих самозваных «фабрик мысли» типа ИАЦ (Информационно-аналитического центра) администрации президента РБ. И приручен ряд как бы экспертов из числа как бы оппозиционеров.
Обычно они называют и позиционируют себя независимыми и готовыми предоставлять заказчикам «информационно-аналитические услуги в области оценки общественно-политической и социально-экономической ситуации» и т.д. и т.п. И при этом как бы дистанцируются от деятельности аналогичных националистических структур, уже много лет финансируемых Западом.
Реально цель, преследуемая специальными службами Белоруссии, создающими подобные аналитико-исследовательские «Рога и Копыта», одна — недопущение появления действительно независимых и профессиональных структур подобного рода, с одновременным перехватом финансирования и замыканием на себя таких же интеллектуалов из России. Речь идет в том числе и о тех, кто обеспечивал еще ельцинские выборы, затем выборы на Украине (большая была «жатва») и чьи усилия, по сути, привели к тому, что там сейчас происходит. Подобного пошиба московские деятели давно рвутся сорвать куш и в Белоруссии. Но, как оказалось, тут уже завелось бесчисленное множество своих хлопцев-интеллектуалов. Тем более Лукашенко, памятуя усилия ельцинских советников и экстрасенсов в поддержку Кебича (кандидат от власти на первых выборах президента РБ в 1994 г. — ИА REGNUM), создал множество структур, аккумулирующих усилия местных оракулов.
Пустота, серость, национальная озабоченность и профникчемность подавляющего большинства кадров всех этих «фабрик мысли», аналитических спецструктур и т.д. давно никого не смущает — расчет делается на то, что ничего другого в республике просто не существует. Поэтому их руководство смело выдает за свои разработки компиляции всевозможных текстов, связанных с выборами от России до Таджикистана. И становится замеченным, обласканным и назначенным. А делается это так.
Перед вами текст одного из секретных документов, подробно рассматривающих методологию обеспечения процесса очередных перевыборов Лукашенко (опущены только ненужные ссылки на нормативно-правовые акты). Директор НИИ Академии управления при президенте РБ Александр Ивановский накануне предыдущей избирательной кампании «сделал на нём карьеру» — подав в декабре 2009 года присвоенный и слегка подкорректированный текст «наверх». И вскоре стал первым проректором президентской Академии, активно включившимся в борьбу с оппозицией, одним из идеологов военизированных структур которой он был ранее.
Уверен — подобные срочно принимаемые к исполнению шедевры мысли сейчас штампуются от имени проректоров и прочих руководителей наивными аспирантами, вчерашними студентами, многочисленными «спецслужбистами» и иными крупными экспертами. И они уже легли на стол главы администрации президента РБ доктора медицинских наук А. Косинца. Есть ли в них что-либо медицинское — судите сами:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
по организации идеологической работы в управлении (отделе) облгорррайиспролкома с учетом предстоящих избирательных кампаний
1. Планирование идеологической работы
1.1. Целесообразно осуществлять планирование проведения двух избирательных кампаний как единого двухэтапного процесса.
1.2. Исполкомам необходимо оптимально разделить решаемые задачи с избирательными комиссиями соответствующих уровней:
определить роль и место исполкомов в избирательных кампаниях;
определить различие в достигаемых целях, задачах, ресурсах, времени, состояниях;
взаимно дополнять друг друга в знаниях, умениях, навыках; планировать систему действий по поиску общих позиций и конструктивной работе с представителями различных партий и общественных объединений, имеющих различную целевую направленность.
Необходимо избежать фрагментарности и несогласованности действий. Они должны осуществляться разными людьми, в разное время либо одновременно, в разных местах, но согласовано.
1.3. В ходе избирательной кампании постоянно происходят изменения обстановки, и поэтому планы должны предполагать их коррекцию.
1.4. Каждый государственный орган осуществляет планирование идеологической работы, максимально учитывая особенности своего объекта управления.
1.5. Работу исполкомов целесообразно (когда это необходимо и возможно) организовать по дням недели: понедельник ─ учеба заместителей руководителей организации по идейно-воспитательной работе; вторник ─ работа с преподавателями вузов; других учреждений образования;
среда ─ проведение обучающих семинаров по вопросам пропаганды и политического образования;
четверг ─ повышение квалификации политинформаторов и членов агитколлективов;
пятница ─ инструктаж уполномоченных представителей средств массовой информации;
суббота и воскресенье ─ работа с населением.
Удобство предлагаемой организации деятельности заключается в том, что каждый идеологический работник знает, в какой день он может обращаться за консультацией, помощью, когда проводится учеба по его профилю. Это позволит упростить работу с идеологическим активом.
1.6. Согласовать планы работы исполкомов с планами работы организаций, расположенных на подведомственной территории.
1.7. В ходе ведения избирательной кампании и в день выборов на избирательных участках необходимо создать максимально спокойную, деловую обстановку.
1.8. При планировании работы следует учитывать, что в ходе избирательной кампании возможно возникновение внезапных и незапланированных ситуаций. Это ведет к появлению состояний психологической напряженности человека, требует осмысления и раздвоенности внимания между сделанным выбором и новым, навязываемым извне решением. Импульс эмоционального психологического давления, оказываемого на избирателя в момент выборов, может с высокой вероятностью изменить его выбор.
1.9. При планировании необходимо ориентироваться только на реально имеющиеся средства, а также формировать резервы. Выбранные цели также необходимо согласовывать с располагаемыми ресурсами.
2. Информационно-методическое обеспечение идеологической работы
2.1. Большинство граждан Республики Беларусь уверено, что действующий Глава государства сохранит свой пост. В этой ситуации главной задачей информационно-методического обеспечения идеологической работы должно стать убедительное обоснование и укрепление данного тезиса в сознании граждан.
Лейтмотивом обеих кампаний должен стать тезис о том, что действующий Глава государства — залог предсказуемого будущего страны, известный и проверенный в сложных для государства ситуациях руководитель.
2.2. Следует учитывать, что большинство избирателей формирует свое мнение по отношению к государственным делам, не зная сущности проблем и не имея соответствующего опыта.
2.3. В исполкоме и организациях должны быть разработаны методические материалы, обеспечивающие реализацию каждого этапа избирательной кампании.
2.4. При разработке информационно-методического обеспечения идеологической работы для каждой группы избирателей в сообщении должен соблюдаться принцип наличия информации, достаточной для его дешифровки адресатом. С избирателем надо „говорить на одном языке“. Информация должна быть привлекательна для адресата, и у него должен быть стимул для освоения содержания сообщения. В результате встречи и информационного обмена, прошлого опыта и полученных новых сведений у избирателя должна корректироваться модель ситуации, побуждающая его к осознанному выбору. Результатом всех мероприятий должен быть выбор модели развития, предлагаемой действующим Главой государства и его сторонниками.
2.5. При формировании пакета материалов необходимо особое внимание обратить на анализ местных проблем и аргументированное разъяснение сложности их решения. Кроме того, целесообразно показывать результаты деятельности исполкомов по разрешению проблем в условиях ограниченных ресурсов.
2.6. Необходимо провести предварительное моделирование обсуждения проблемных ситуаций с представителями различных социальных групп, проживающих на территории исполкома.
2.7. Разработать систему мониторинга действий участников избирательных кампаний.
2.8. Манипулирование информацией со стороны противников Главы государства и его сторонников будет носить форму интриг. Оно, скорее всего, будет проявляться в утаивании части информации, появлении „ошибок“ в обобщении данных при движении информационных потоков, предвзятом распределении информации при ее доведении до различных групп избирателей, давлении на лиц, принимающих решения в ходе избирательной кампании, предоставлении средствами массовой информации (далее — СМИ) дезинформации и т.п. Цели подобных действий должны оперативно раскрываться, жестко и быстро парироваться. При этом в максимальной степени необходимо опираться на предыдущий опыт избирателей, интенсивно обсуждаться в неформальных группах, организованных встречах.
2.9. При разработке информационно-методического обеспечения идеологической работы желательно использовать технологии „мозгового штурма“, контрольных вопросов и др.
2.10. Необходимо провести подготовку, в ходе которой обеспечить накопление теоретического и практического опыта членов рабочих групп, отработать технику генерации идей. В ходе обучения управлять составом групп, ориентируясь при этом на результативность групповой работы, индивидуальный вклад каждого члена группы.
2.11. Целесообразно признавать наличие определенных трудностей и проблем в социально-экономическом развитии. При этом разъяснять механизм действия глобального финансового кризиса на нашу страну, обосновывать необходимость привлечения значительных инвестиций для модернизации промышленности и сельского хозяйства, сферы образования. Важно показывать и подчеркивать конструктивную роль и успехи в этой сложной работе действующего Главы государства и его сторонников.
3. Аналитическое сопровождение идеологической работы, изучение общественного мнения
В этой работе необходимы:
3.1. Детализация планов, в том числе вероятных сценариев хода избирательной компании.
3.2. Разработка вариантов организации воздействий в сложных ситуациях на избирателей, иных лиц, на основе действующего законодательства.
3.3. Мониторинг хода избирательной кампании и внесение уполномоченным лицам предложений по следующим направлениям:
динамика изменения электоральных предпочтений по сравнению с прошлыми избирательными кампаниями; охват категорий населения (в том числе, безработных, индивидуальных предпринимателей, социально незащищенных граждан);
методический уровень и теоретическая глубина пропагандистской и агитационной работы, их соответствие требованиям, выдвигаемым жизнью;
способность решать поставленные задачи, уровень сплоченности идеологических кадров, активистов, руководителей и специалистов;
уровень материально-технического обеспечения идеологической работы.
3.4. Оценка действий кандидатов и групп их поддержки может осуществляться по следующим параметрам:
формирование повестки выступлений;
степень публикационной активности и эффективность ее воздействия на избирателей;
эффективность проведения PR-акций кандидатов; изменения в поведении кандидата при „сдвигах“ общественного мнения;
анализ действий (стратегия и тактика) кандидатов различных групп избирателей;
систематизация параметров имиджа кандидатов.
3.5. Использование информационных и аналитических ресурсов республиканских государственных органов и их трансформация в избирательную кампанию региона, города, района с учетом местных особенностей.
3.6. Выявление и отслеживание поведения „теневиков“, „не выпячивающих“ себя лидеров и групп, пытающихся управлять ситуацией при помощи посредников; оценка их конечных целей, располагаемых ресурсов, навязываемых сценариев развития политической ситуации.
4. Организация изготовления и размещения наглядной агитации
4.1. Изготовление наглядной агитации должно учитывать установленные законодательством Республики Беларусь ограничения.
4.2. При размещении агитационных материалов могут использоваться агитационные брошюры; плакаты; рекламные щиты и планшеты; реклама на транспорте; транспаранты; граффити; газеты; стойки, стенды с информацией о кандидате; растяжки, вывешиваемые поперек улицы; вывески; наклейки с фамилией и слоганом кандидата; ксерокопии статей о кандидате; листовки; световые экраны (бегущая строка, неподвижное изображение, движущееся изображение); сувенирная реклама (блокноты, календари, ежедневники, значки, бэджи и т.д.); подъем агитационных материалов на воздушных шарах, летательных аппаратах.
4.3. Транспаранты, растяжки и наклейки используются для идентификации имени кандидата, закрепления в сознании избирателей слогана его избирательной кампании, а также фиксации его изображения в наиболее привлекательном виде, соответствующем ценностям и симпатиям конкретного сегмента избирателей: среди семьи, на встрече с избирателями и т.д.
4.4. Рекламные щиты, транспаранты с изображением слогана кандидата размещаются на центральных улицах и площадях городов, а также на въездах в город с магистральных шоссе. Их рекомендуется размещать приблизительно за 10 дней до дня голосования.
4.5. При проведении идеологической работы следует иметь в виду, что листовки и плакаты должны создавать зрительный образ, ассоциируемый у избирателей с успешностью политики Главы государства и его сторонников.
5. Формы работы с гражданами
5.1. Областные, районные, городские исполнительные комитеты организуют и осуществляют идеологическую работу с гражданами на местах с помощью информационно-пропагандистских групп (далее — ИПГ).
5.2. Информационно-пропагандистская работа: проведение единых дней информирования (далее — ЕДИ). При подготовке информационно-аналитических материалов учитывать, что они проводятся в период избирательной кампании;
тематические выезды ИПГ;
выезд и прием руководителями граждан по месту жительства;
проведение тематических встреч с представителями общественных объединений;
лекции БОО „Знание“, освещающие ход избирательной кампании;
выступления представителей ветеранских организаций; встречи с государственными и общественными деятелями.
5.3 Работа с молодежью:
тематические дискотеки;
заседания клубов молодого избирателя;
пропаганда объединений молодых депутатов „Выбор молодых“;
тематические семинары „Молодежь и выборы“.
5.4. Культурно-массовая работа:
вечера юмора, КВН и т.п. по предвыборной тематике;
тематические выставки;
круглые столы;
концерты и выступления перед избирателями профессиональных и самодеятельных творческих коллективов.
5.5. Спортивно-массовая работа:
проведение соревнований и турниров по области, району, месту жительства;
организация туристических походов и маршрутов;
пропаганда здорового образа жизни.
6. Организация работы с молодежью
6.1. Работа с учащимися, студентами, молодыми специалистами:
индивидуальные встречи, беседы;
организация тематических выставок на избирательную тематику в библиотеках, учебных заведениях;
составление списков молодых избирателей, которые первый раз будут принимать участие в голосовании; изучение избирательного законодательства Республики Беларусь;
организация встреч с депутатами городских, районных, областных Советов депутатов;
проведение молодежных массовых мероприятий (дискотеки, концертные программы, конкурсы патриотической песни, агитационных листовок и т.п.);
организация тематических молодежных акций;
использование информационных технологий (размещение материалов по избирательной тематике, создание интернет-форумов для избирателей и т.п.).
6.2. Работа с учащимися и студентами, проживающими в общежитиях учебных заведений:
оформление стендов „Уголок молодого избирателя“;
работа студенческих агитационных групп;
индивидуальные беседы при заселении в общежитие;
распространение печатной агитационной продукции;
работа социально-психологической службы.
6.3. Работа с молодежными объединениями (профсоюзы, студенческие и иные молодежные объединения и структуры, БРСМ):
выступление лидеров молодежных организаций в учебных коллективах, встречи с молодыми избирателями; изготовление тематической печатной продукции (листовки, проспекты), отражающей роль государства и Главы государства в решении молодежных проблем.
7. Организация работы в трудовых коллективах
7.1. Ориентировать работу агитационных групп, обеспечивающих проведение разъяснительной работы, и на проведение агитации на территории своих предприятий и организаций.
7.2. Исполкомам организовать взаимодействие с руководителями организаций и их заместителями по идеологической работе на основе согласованных планов.
7.3. Обеспечить индивидуализацию подхода к каждому работнику, разъяснить причины появления и значение для гражданина и общества новых положений избирательного законодательства.
7.4. В индивидуальной работе ориентироваться на решение жизненных проблем конкретного работника (когда это возможно).
7.5. Ненавязчиво организовать обсуждение работниками в неформальной обстановке эффективности политики, проводимой Главой государства.
8. Организация работы с общественными объединениями и партиями
8.1. Сформировать тематический банк данных нормативных правовых актов, регламентирующий деятельность политических партий и общественных объединений;
8.2. Проводить семинары и другие мероприятия с представителями политических партий и общественных объединений, кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями по вопросам организации и проведения избирательных кампаний, правоприменительной практики;
8.3. Участвовать в проведении съездов, конференций и иных собраний политических партий и общественных объединений;
8.4. Воздействовать в рамках законодательства на состояние общественного мнения по поводу решений (действий) деструктивного характера, принимаемых (осуществляемых) политическими партиями и общественными объединениями;
8.5. Распространять информацию о деятельности политических партий и общественных объединений, поддерживающих общественно-политических курс республики;
8.6. Проводить совместно с политическими партиями и общественными объединениями, поддерживающими общественно-политических курс республики, собрания, митинги и другие массовые мероприятия;
8.7. Осуществлять контроль соответствующими управлениями юстиции за соответствием деятельности организационных структур политических партий Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам политических партий.
9. Организация работы с религиозными и национальными объединениями
9.1. В работе с религиозными организациями Беларуси следует учитывать то, что последние осуществляют свою деятельность в духе межконфессионального взаимопонимания.
9.2. В пропаганде использовать тезис: отношения государства и церкви в Республике Беларусь строятся на принципах уважения к чувствам верующих, соблюдения законодательства о свободе совести и религиозных организациях.
9.3. Наладить конструктивный контакт с руководителями и авторитетными представителями религиозных и национальных общин.
9.4. Ввести в местных СМИ рубрику (передачу), в которой избиратели регулярно информируются о жизни конфессий и национальностей, проживающих на территории исполкома. Возможное название рубрики (передачи): „Витебщина (Лида, Шумилино и т.п.) — наш общий дом“.
9.5. С учетом влияния на избирательную ситуацию, другие аспекты жизни региона, официально поздравлять уполномоченных представителей религиозных и национальных общин.
9.6. Представителям исполкомов принимать участие в праздничных мероприятиях зарегистрированных национальных и религиозных объединений. Информировать избирателей об участии в мероприятиях официальных представителей государственных органов в местных СМИ.
9.7. Возможно проявление инициативы — упреждать обращение руководства таких общин и органам власти самим предлагать помещение (площадку), оборудование и т.п. для проведения праздничного собрания (концерта).
9.8. Привлекать к празднованию государственных праздников (День Независимости, День Победы и т.п.) творческие коллективы зарегистрированных национальных и религиозных объединений.
9.9. Инициировать проведение праздников-конкурсов национальной кухни с приглашением к участию представителей зарегистрированных на территории исполкома национальных объединений и СМИ.
10. Организация работы со СМИ
10.1. Создавать благоприятный по отношению к избирательной кампании действующего Главы государства и его сторонников фон путем:
управления потоком событийной информации (инициировать события и истолковывать их);
управления потоком оценок и интерпретаций, толкований (инициирование тематики, тональности обсуждаемых проблем, которые были бы в интересах Президента Республики Беларусь);
снижать медиа-присутствие конкурентов путем их информационного „выдавливания“, нейтрализации их опоры в СМИ, в том числе государственных.
10.3. Формировать повестку дня СМИ:
на период избирательной кампании сформировать логически стройную систему информационных поводов, служащих основанием для формирования повестки дня СМИ;
активно реагировать на навязывание и попытку смены повестки дня в СМИ;
активно практиковать комментарии „со стороны“, убедительно интерпретирующие выступления Главы государства и его сторонников;
организовывать синхронное распространение новостных волн и обеспечить работу системы „информационных зеркал“;
сформировать механизмы информационно-пропагандистской нейтрализации конкурентов на основе дискредитации заявляемых ими ценностей.
10.4. Осуществлять мониторинг всех СМИ в реальном масштабе времени и своевременно информировать кандидатов о начале, ходе и затухании той или иной темы или кампании в информационном пространстве:
выявлять реакцию различных групп избирателей, политической элиты и представителей СМИ;
фиксировать процесс и точки перехвата информации, ее интерпретации, начала или окончания пропагандистских усилий конкурентов и их представителей среди политической элиты и подконтрольных СМИ;
своевременно информировать уполномоченных лиц о появлении и развитии новых тем и направлений пропаганды;
для повышения достоверности информации комплексно использовать данные (информационных, социологических, аналитических, поступающих центральных и региональных СМИ);
обеспечить возможность синхронной сравнительной оценки реакции избирателей на шаги, предпринимаемые действующим Главой государства и его оппонентами в СМИ.
10.5. Обеспечить ежедневное обновление информации, отслеживать непосредственную реакцию избирателей на событие и контролировать эффективность информационных воздействий.
10.6. Избегать ситуации информационного перенасыщения, когда практически любая положительная информация о деятельности Главы государства и его сторонников может вызывать реакцию отторжения.
10.7. Обеспечить согласование поступающей информационной волны СМИ и воздействующей на массовое сознание „сверху“, с работой на горизонтальном уровне. Формировать систему неформальных источников информации, воздействовать на каналы бытовых коммуникаций. Обеспечивать продвижение, воздействие и уяснение каждым человеком конструктивности позиции Главы государства и его сторонников.
10.8. Максимально нейтрализовывать „мнение мирового сообщества“ и давление зарубежных СМИ путем выдвижения контрдоводов, базирующихся на известных избирателях материалах и ситуациях.
11. Контроль за достигнутым информационно-пропагандистским эффектом
Эффективность работы по данному направлению может определяться рядом критериев и показателей.
11.1. Состояние трудовой дисциплины и общественного порядка:
нарушения общественного порядка;
количество и динамика правонарушений;
состояние производственной дисциплины;
убедительность и результативность пропаганды здорового образа жизни.
11.2. Состояние информационно-аналитического обеспечения:
наличие и использование тематической базы правовых актов;
наличие и использование аналитических материалов, по избирательной кампании;
планы и результативность мероприятий по решению жизненных проблем населения;
анализ подписки на газеты и журналы общественно-политической направленности;
наличие страниц на сайте исполкома, посвященных избирательной кампании.
11.3. Состояние материально-технической базы идеологической работы:
число компьютеров, используемых при организации избирательной кампании;
число рабочих мест, обеспечивающих выход в сеть Интернет;
наличие малотиражных газет, радиоузлов, домов культуры, клубов, типографий, состояние полиграфической базы и др.
11.4. Текущие оценки эффективности идеологической работы:
анализ рейтингов кандидатов (по результатам опросов избирателей);
число посетителей и характер вопросов, обсуждаемых на форуме сайта исполкома;
активность участия избирателей (численность, заинтересованность и т.п.) в общественно значимых мероприятиях.
12. Кадровая работа
12.1. Отбор и формирование ИПГ.
12.2. Изучать на заседаниях ИПГ поступившие законы, инструкции, рекомендации, связанные с выборным законодательством. Проводить собеседования с членами ИПГ по знанию выборного законодательства
12.3. Привлекать к работе в группах лиц, состоящих в едином перспективном кадровом резерве, других резервах.
12.4. Обучение лиц, включенных в ИПГ для участия в избирательной кампании. Обеспечить прохождение краткосрочных стажировок в избирательных комиссиях.
12.5. Организация тестирования уровня готовности ИПГ для участия в избирательной кампании. Обучение сотрудников управлений (отделов) облгоррайиспролкомов, занимающихся вопросами организации выборов, правовым основам и практике их проведения
12.6. Подбор лиц, способных организовать работу в социальных сетях и распространять информацию неформальным путем.
Осуществлять инструктаж работников милиции и пожарных частей, привлекаемых к обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период выборов».