Полностью реализовать проект внедрения электронных амбулаторных карт в поликлиниках Москвы до конца 2015 года не получится: невозможно запустить такой масштабный проект в столь короткие сроки. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM выразил директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев, комментируя новую инициативу столичных властей.

Напомним, 17 марта руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун заявил о том, что электронные амбулаторные карты в учреждениях здравоохранения Москвы могут появиться уже в течение 2015 года. В Мосгорздраве также планируют создавать электронные сервисы, связанные с диспансеризацией и вакцинацией. По словам заместителя руководителя столичного департамента информационных технологий Владимира Макарова, речь может идти примерно о 2 млн пациентов. При этом, уточнил чиновник, сейчас карта введена лишь в двух московских поликлиниках и начинается внедрение электронного документа в одной из детских поликлиник — об этом он сообщил сегодня, 20 марта.

«За год можно провести пилотный проект в нескольких учреждениях — посмотреть, как эта система работает, скорректировать ее и что-то исправить, — уверен Михаил Брауде-Золотарев. — Это проект точно не на один год. Иначе придётся переделывать, а значит — в очередной раз тратить бюджетные средства. Что хуже — и врачи, и пациенты будут лишний раз поставлены на уши, если внедрять новую логику систему в авральном режиме».

Сама по себе инициатива может быть вполне полезной, полагает аналитик, но лишь в том случае, если будет соблюден целый ряд условий, от технических процедур до норм законодательства. «Необходимо, во-первых, понять: как этот электронный сервис будет интегрирован с уже существующими — с электронной записью к врачу, в частности. Будет ли проведен анализ, на что реально, а не по бумагам, уходит время врача во время приема… Такими исследованиями часто пренебрегают или делают их формально, без должного изучения практики. А потом выясняется, что реальный мир существенно сложнее, чем могло показаться по официальным документам. То, что можно исправить или обойти на бумаге, невозможно в задающей жесткие ограничения информационной системе».

Эксперт также указал на необходимость разработки пользовательских интерфейсов, который действительно были бы удобны врачу, специалисту регистратуры и так далее, чтобы в стремлении упростить работу не произошло бы, напротив, усложнение работы. «Молодые специалисты, конечно, справятся, но не стоит забывать о том, что немалое число врачей — люди в возрасте», — подчеркнул Михаил Брауде-Золотарев. — В этом случае необходимо думать, прежде всего, о людях, которым с этими нововведениями работать. Их надо обучать и получать от них регулярную обратную связь".

Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался мнением специалиста о том, как в рамках проекта может быть защищена персональная информация пользователей системы — в данном случае, пациентов. «Медицинская тайна — это не просто личная информация о котиках и путешествиях, люди относятся к медицине трепетно, — отметил эксперт. — Полагаю, что контроль будет строжайший, нормы законодательства, конечно, будут соблюдаться. Но здесь есть тонкости: как будет организован доступ к карте пациента поликлиники, если тот, например, попал в больницу? Утечки неизбежны в любой системе. Для того, чтобы решить все эти проблемы, и нужен „длинный“ пилотный проект. В целом, что касается полноценного проекта, я бы говорил о горизонте 3-5 лет, не меньше», — резюмировал аналитик.