Интерес к латвийскому рынку газа высказывают 11 претендентов

Норвежская нефтеперерабатывающая компания Statoil готова поставлять сжиженный природный газ для Латвии после открытия газового рынка, сообщает Lsm.lv.

Представители Statoil выразили такую готовность в ходе встреч с правительственной делегацией Латвии, которая в эти дни находится в Норвегии. По словам министра экономики Даны Рейзниеце-Озола (Союз «зеленых» и крестьян), сотрудничество может начаться после того, как Латвия откроет свой газовый рынок. Для того, чтобы Statoil могла поставлять сжиженный газ, Латвии необходим собственный терминал, в противном случае поставки газа будут слишком дорогими.

Возможность построить в Латвии такой терминал в настоящее время рассматривает другая норвежская компания — BW Maritime. Главное условие — возможность соединить будущий терминал газопроводом с подземным хранилищем газа в Инчукалнсе, которое сейчас находится под управлением монопольной газовой компании «Латвийский газ», которую контролирует российский «Газпром».

Предположительно, латвийский терминал мог бы разместиться в населенном пункте Скулте, где когда-то действовал небольшой рыболовецкий порт. По оценкам норвежцев, стоимость этого варианта составляет около 150 млн евро — примерно вчетверо меньше, чем Литве обошелся аналогичный объект в Клайпеде. Самый оптимистичный сценарий предусматривает, что такой терминал в Латвии мог бы начать работу через три года.

Государственная Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) получила 11 предложений в ходе публичной консультации о разработанных «Латвийским газом» проектах правил, относящихся к использованию системы транспортировки природного газа и Инчукалнского подземного газохранилища. Член совета КРОУ Роланд Ирклис сообщил: «Поскольку доступ к системе транспортировки природного газа и Инчукалнскому газохранилищу получат все пользователи системы и претенденты, то свои предложения внесли и участники рынков соседних стран».

В частности, предложения к проектам правил внесли Эстонский совет по конкуренции, компании EG Vorguteenus и Eesti Energia, Министерство энергетики Литвы, литовская госкомиссия по контролю за ценами и энергетикой, предприятия Klaipеdos nafta, Lietuvos duju tiekimas и LITGAS, с латвийской стороны — Минэкономики, Национальное общество газового терминала и концерн Latvenergo.

Проекты правил предусматривают, что «Латвийский газ», как оператор системы транспортировки и газохранилища, должен применять прозрачные и однообразные условия договора для всех третьих сторон. В проектах оговаривается порядок и способ, каким пользователи будут узнавать о свободных мощностях и подавать заявки на них. Правила также определят права и обязанности пользователей системы транспортировки и газохранилища, порядок расчетов, а также порядок, согласно которому оператор системы транспортировки проводит балансирующие расчеты. Их окончательная редакция правил будет принята после анализа мнений участников рынка.

До сих пор доступ третьих сторон к системе транспортировки природного газа и подземному газохранилищу основывался на условиях соглашения. До начала публичных консультаций «Латвийский газ» заключил девять договоров об использовании системы транспортировки и/или подземного газохранилища.

Напомним, в настоящее время это предприятие является единственным, действующим на рынке природного газа — оно занимается приобретением, транспортировкой, хранением и распределением «голубого топлива».