Как и по всей стране, во многих регионах Сибири высокопоставленные чиновники заявили о сокращении своих зарплат. Некоторые эксперты считают, что экономического смысла за этими решениями нет, да и политического маловато

Руководители многих регионов и крупных городов в Сибири заявили о планах сокращения своих заработных плат. Под «урезание» попадут не только губернаторские и мэрские зарплаты, но также и зарплаты высокопоставленных чиновников регионального уровня. Например, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий пообещал, что будет сокращена зарплата членов областного правительства, а мэр столицы Сибири Анатолий Локоть сказал, что сокращения коснутся не только его самого и его заместителей, но и руководителей департаментов мэрии.

Эти планы возникли не на пустом месте — 6 марта президент Владимир Путин подписал указ о сокращении денежного содержания главы государства, премьера, генпрокурора, главы Следственного комитета, сотрудников своей администрации и аппарата правительства. Действие указа распространяется и на депутатов Государственной думы. Сработал «принцип домино» — вслед за президентским указом один за другим о сокращении зарплат стали заявлять руководители других ведомств, а также региональные лидеры. Они объясняют свои решения необходимостью экономии бюджетных средств в условиях экономического кризиса.

В ряде регионов Сибири планы по сокращению расходов на содержание органов власти были заявлены ещё раньше, даже в прошлом году. Например, после сентябрьских выборов глава Республики Алтай Александр Бердников провёл реформу органов исполнительной власти, в результате которой сокращению подверглись десятки чиновников. Недавно о планах сокращения расходов на содержание парламента заявил спикер Госсобрания Иван Белеков. По его словам, расходы будут сокращены примерно на 20%. Правда, речь здесь идёт не столько о сокращении фонда оплаты труда, сколько об оптимизации структуры управленческого аппарата.

В Бурятии, например, первый вице-премьер Иннокентий Егоров подписал документ о сокращении расходов и штата органов исполнительной власти. Реализация этого указания позволит сократить расходы на сумму 73,3 млн рублей, а не позднее 15 июня будут сокращены до 10% работников органов власти.

С 1 марта на 10% сократил свою зарплату губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Кроме того, «секвестрированию» подверглась зарплата его первого заместителя Максима Макина. При этом заработная плата государственных служащих Кемеровской области остаётся на прежнем уровне, так как она традиционно является одной из самых низких в Российской Федерации, отмечают в пресс-службе Тулеева. Свою зарплату урезал губернатор Забайкалья Константин Ильковский, сокращение также коснулось и членов краевого правительства.

Впрочем, в некоторых регионах Сибири почин президента пока не поддержали. «На данный момент планов по сокращению зарплат и денежного содержания государственных гражданских служащих в Красноярском крае нет», — сказала начальник управления пресс-службы губернатора и правительства региона Ирина Самсонова. Пресс-секретарь главы Хакасии Ольга Колесникова сказала, что официальной информации о том, что Виктор Зимин принял «такое решение», нет. В то же время в Верховном совете зарплаты парламентариев, работающих на штатной основе (а их 12 человек), с января текущего года сократились на 10-15%.

«Для экономики и бюджета области или города снижение зарплат чиновников никакого смысла не имеет, это однозначно, — уверен доктор исторических наук, бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой. — На мой взгляд, это просто стремление показать свою солидарность с населением, что тоже само по себе довольно неплохо. Но если говорить про экономику… У нас членов областного правительства — 21 человек, даже если сложить всю их зарплату, то по сравнению с бюджетом области это жалкие копейки».

«Особенного экономического смысла эта кампанейщина с урезанием зарплат не имеет, — согласен с Козодоем политолог Анатолий Савостин. — Вряд ли на сэкономленные деньги можно принципиально решить задачи социально-экономического развития территорий. Власти преследуют в данном случае исключительно политические цели — они хотят продемонстрировать населению, что в лихую годину санкций и кризиса они с народом. Помните же, был же скандал с вкушающим в Карловых Варах фуа-гра заместителем орловского губернатора? Были и менее заметные скандалы, но такого же рода. Конечно, это очень раздражало население, поэтому власть хочет донести до избирателей месседж: фуа-гра больше не едим, в европы в отпуск не летаем, зарплаты себе сокращаем».

«Такое поведение чиновников оправданно, но всё же народ им не очень-то верит. Особенно на фоне обнаруженных у сахалинского губернатора пары десятков килограммов банкнот в разной валюте, — продолжает эксперт. — Люди теперь говорят, что зарплаты для губернаторов вообще несущественны, и основная часть их доходов формируется за счёт таких вот источников, что были у Хорошавина».

«Пока сложно назвать цифры, в которые обернётся эта экономия, но думаю — это достаточно весомая сумма, — сказал, в свою очередь, заведующий новосибирской экономической лабораторией Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Александр Кулаев. — Снижение зарплат чиновников сегодня играет две роли. Во-первых, это действительно снизит нагрузку на бюджет города, области, потому что содержание аппарата — достаточно весомая величина. За счёт такой экономии можно будет решить ряд острых социальных неотложных дел, которые угнетают социально незащищённых людей. Во-вторых, поскольку ситуация в экономике в целом усложнилась, а реальные доходы населения упали, чиновники, как граждане России, должны нести равную нагрузку с людьми, испытывать сопоставимые тяготы. В этой связи сокращение зарплат чиновников показывает, что они вместе со всеми».

По мнению завкафедрой философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета Евгения Мезенцева, урезание чиновничьих зарплат, «может быть, и не помешает, но кардинально никаких изменений не принесёт». «Может быть, и есть смысл в подобных действиях, однако ведь любое действие должно быть направлено на решение какой-то задачи, цели. Если мы хотим просто поддержать этот тренд, это будет одно. Другое, что на сегодняшний день и областной, и городской бюджеты уже свёрстаны, и эти 10-15% куда пойдут? Ради чего это делается? Если это действительно пойдёт на какие-то насущные проблемы, возможно, есть смысл. Повторюсь, должна быть целесообразность», — считает эксперт.

«У некоторых чиновников зарплата действительно очень большая, и урезание, например, на 10% не очень существенно отразится на их доходах в целом. Но я бы не стал утверждать, что чиновники всех уровней получают достаточно много. А ещё нужно принять во внимание и сам аппарат: это секретари, помощники и так далее. Обычно про технических исполнителей всё время забывают, а у них, насколько я знаю, зарплаты не столь высокие. И если этот „тренд“ коснётся их, а они являются частью аппарата, 10% в этом случае — существенная сумма», — подытожил Мезенцев.