«У вас в России цены вроде не так кусают, — заметил водитель маршрутки Симферополь — Севастополь в разговоре о стоимости бензина — Главное, чтобы дальше не росли, а так, в принципе, жить можно».

«В России-то придется ЕГЭ сдавать, а у нас пока не ввели. Так-то попроще», — сказала девушка из Симферополя, собирающаяся поступать в Крымский федеральный университет в этом году.

«Когда мост построите? — встречает вопросом жительница татарской деревни в окрестностях Евпатории. — Скорее бы уж, проще со всем будет!»

Такое сейчас в беседах с крымчанами приходится слышать нередко — мы и Россия. Полуостров в их сознании воспринимается как нечто отдельное, чуть ли не самостоятельное государство. Следует заметить, что точно так же было и раньше, тогда говорили: «У нас и на Украине». Изменилось ли что-то в этих формулировках, кроме топонимики? Да, изменилось. Сейчас та интонация, которая слышится в словах жителей Крыма, носит спокойный добрососедский характер. Раньше она в лучшем случае была ироничной, в худшем — презрительной.

Лето 2006-го. Горная трасса Симферополь — Феодосия. Такси. Из-за поворота навстречу неожиданно на вполне приличной скорости выруливает БТР. Один, без сопровождения. Зрелище, что и говорить, не совсем привычное. Увы, не для всех бывших граждан Украины оно остается непривычным сегодня… «Эти! — бросает недовольную реплику таксист. — Совсем порядка не знают, ездят как хотят! — Помолчав, добавляет: — Наши-то не так. Наши только ночью и с сопровождением!» Через мгновение удается разглядеть на броне проносящегося бронетранспортера украинскую символику, все становится ясно. Реалии 2015 года таковы, что не от одного крымчанина можно услышать: «Конечно, всякие там права международные, договора, их никто не отменял, но как же красиво и быстро Россия нас вернула!»

На что прежде всего обращаешь внимание в Крыму? Даже спустя почти год после воссоединения с Россией здесь то и дело попадается украинская атрибутика. Покупаете билет на автовокзале — читаете: «Цена 167 грн». Цена-то, естественно, в рублях, шаблон на кассе просто не поменяли. Сели в автобус — созерцаете перед собой надпись: «Щоб не впасти в салонi, тримайтеся за поручень!» Таких примеров довольно много. С одной стороны, обилие подобных надписей можно объяснить оголтелой кампанией по украинизации при Ющенко. Тогда осуществлялся особый контроль со стороны Киева, чтобы все указатели, объявления были исключительно на единственном государственном языке. С другой — налицо явное нежелание новых властей Крыма отвечать тем же, несмотря на то, что русификацию в этой области поддержало бы практически все население. Вопреки душещипательным рассказам украинских СМИ и российских либералов, на улицах крымских городов не ощущается никакого запустения и обреченности. На набережной Севастополя работают не все кафе и ларьки, это факт. Но это по причине того, что не начался курортный сезон, и неработающих точек — меньшинство. Зато в музее-панораме ходят экскурсии весьма многочисленные. В музее Черноморского флота тоже не чувствуется пустоты.

Кстати, в самом центре Симферополя, если идти вверх от привокзальной площади, одно из первых, что бросается в глаза, — ресторан «Тарас Бульба». Цел, невредим и открыт. Рассказывают, что год назад, в дни после знаменитого референдума, здесь можно было отобедать, смотря по телевизору какой-нибудь украинский канал, по которому диктор, закатывая от трагической пафосности глаза, вещал о том, что в Крыму в лучшем случае закрыты, а в худшем — разгромлены русскими фашистами все украинские заведения общепита. Впрочем, украинское телевидение можно посмотреть и теперь. Только делать это лучше сидя и крепко держась за стул.

«В этом году моя знакомая с факультета журналистики пишет курсовую работу по обзору телевизионной пропаганды, — рассказывает студентка Крымского федерального университета. — За основу она взяла Russia Today, CNN и СТБ (украинский общенациональный телевизионный канал — ИА REGNUM). Пропаганда, естественно, присутствует везде. Но по всем критериям лидирует СТБ. Это и крайняя необъективность, и подтасовка фактов, и, конечно же, уровень разжигания нетерпимости и открытой ненависти. Их телевидение вообще невозможно смотреть!»

Главная тема политических ток-шоу и аналитических передач на украинском телевидении — как сделать Крыму хуже, чтобы там осознали свое предательство по отношению к «матери-Украине» и с покаянием запросились обратно. Обсуждаются, и на полном серьезе, такие вещи, как полная блокада с тотальным запретом пересекать границу, полное отключение воды и электроэнергии, даже возможность использования в будущем климатического оружия против полуострова. «Использовали же его американцы против Кубы! — бодро заявляет какой-то депутат Рады. — Почему бы и нам не применить этот опыт?» Регулярные отключения электричества, к сожалению, имеют место. Только совсем недавно благодаря поставкам угля, организованным Россией Украине, ситуацию удалось более-менее наладить. Еще месяца два назад нормой для жителей Крыма было чуть ли не ежедневное внезапное отключение всего электричества в городе. «Еду с работы. Тут бац! Погасли фонари, окна в домах, темень сплошная, фар не хватает, рулю крадучись и на ощупь, — рассказывает преподаватель Крымского университета. — А что? Запроданцы мы теперь, клятые запроданцы. Со мной уже двое знакомых из Киева общаться перестали по этому поводу, но обещали вернуться сюда на танке».

В Севастополе на одной из привокзальных улиц, похоже, впервые за 20 с лишним лет положили новый асфальт. В остальном, конечно, дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Думается, что, если бы не благодатный климат, дороги бы в Крыму сгинули как класс. Хочется верить, что Большая Морская в Севастополе — не единственное и не последнее исключение.