МВФ: ВВП Белоруссии в 2015 году снизится на 2%

Москва, 16 марта 2015, 23:00 — REGNUM  Международный валютный фонд ухудшил прогноз на 2015 года для Белоруссии: спад экономики составит 2%, а при отсутствии структурных реформ восстановление будет не скорым. Об этом 16 марта на пресс-конференции в Минске заявил глава миссии МВФ Дэвид Хофман.

По мнению главы миссии МВФ, отработавшей 10 дней в Минске при проведении постпрограммного мониторинга, сжатие экономики Белоруссии составить в 2015 году «около 2%», а в 2016 году возможно «восстановление экономики, однако при отсутствии глубоких структурных реформ темпы роста будут низкими». Хофман рекомендовал властям постсоветской республики проводить жесткую макроэкономическую политику.

Нацбанку следует ужесточить денежно-кредитную политику и завершить переход к свободному курсообразованию белорусского рубля, отметил глава миссии МВФ. По словам представителя фонда, если рекомендации МВФ будут выполнены, то в 2016 году экономика Белоруссии легче выйдет из кризиса, а в среднесрочной перспективе ВВП постсоветской республики сможет прирастать ежегодно на 4-5%. Напомним, согласно утверждённому Александром Лукашенко официальному прогнозу на 2015 год, ВВП Белоруссии должен вырасти на 0,2-0,7%.

«Мы полностью поддерживаем намерение Нацбанка сделать обменный курс максимально гибким, т.к. при таком подходе курс может постоянно адаптироваться, что поможет смягчить внешние шоки для экономики, — сказал глава миссии МВФ. — Происходящая корректировка поможет не допустить резких скачков обменного курса, наблюдавшихся совсем недавно».

Хофман также прокомментировал перспективы открытия новой кредитной линии для официального Минска, напомнив, что фонд не только настаивает на выполнении своих ранее сделанных рекомендаций, но и на демонстрации властями постсоветской республики «серьёзного намерения осуществить комплексный глубоких структурных реформ» и перестроить экономику Белоруссии на «рыночном фундаменте». Всё это должно быть выражено в практических шагах, а не только в декларациях. Что касается декларированных руководством Белоруссии планов, то, отметил Хофман, они «внушают надежды».

В числе практических шагов, которыми власти Белоруссии смогут приблизить час рассмотрения МВФ заявки официального Минска на открытие новой программы кредитования, по словам Хофмана, значатся не только либерализация обменного курса, но и ценообразования, что предполагает резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, приватизацию (в т.ч. госбанков) и отмену обязательных целевых плановых показателей для предприятий. Инфляция в Белоруссии, по мнению представителя фонда, не должна измеряться двузначными показателями, а рост зарплат должен быть заморожен, т.к. в предыдущие годы они росли неадекватными темпами. Кроме того, сказал Хофман, властям РБ следует отказаться от директивного кредитования и на всякий случай накапливать переданные Россией вывозные нефтепошлины.

Миссия МВФ работала в Минске 5-16 марта, осуществляя постпрограммный мониторинг согласно условиям выделенного кредита по предыдущей программе. Эксперты фонда провели переговоры с представителями официального Минска — чиновниками Нацбанка, Минэкономики, Администрации президента и других госструктур, а также с независимыми экспертами.

С января 2009 года по апрель 2010 года Белоруссия получила по программе МВФ stand-by $3,5 млрд (2,3 млрд SDR). Согласно условиям программы сотрудничества, официальный Минск обязался реформировать национальную экономику и допускать миссии фонда к оценкам результатов использования кредитной помощи.

Как сообщало ИА REGNUM, во время кризиса 2011 года власти Белоруссии снова обратились к МВФ за кредитной поддержкой в размере $3,5-8 млрд, однако заявка на оказание кредитной поддержки фондом даже не рассматривалась. Руководитель миссии МВФ Дэвид Хофман неоднократно заявлял о том, что фонд рассмотрит заявку официального Минска на кредитование только после того, как убедится в готовности руководства постсоветской республики пойти по пути глубоких либеральных преобразований.

Условия фонда явно не понравились Александру Лукашенко — он, а также прежний председатель Нацбанка РБ Надежда Ермакова и ряд других чиновников, заявляли о политической подоплёке нежелания фонда выделять кредиты Белоруссии. Представители МВФ опровергали данную информацию. Так, например, 19 июня 2013 года в госиздании «Народная газета» Ермакова в очередной раз заявила, что МВФ предъявляет к официальному Минску «жесткие требования», увязывая выделение кредитной поддержки по новой программе сотрудничества с решением властями Белоруссии «политических вопросов». По её мнению, власти постсоветской республики «должны думать своей головой», а не реализовывать реформы, предложенные МВФ. Комментируя требования МВФ, председатель НБРБ заявила: «Почему мы должны плясать под эту дудку?». Тем не менее, «дудка» фонда тем более была симпатична властям постсоветской республики, чем глубже Белоруссия погружалась в кризис, испытывая дефицит заёмных ресурсов на приемлемых условиях.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.