В Польше не утихает какофония вокруг «военной угрозы» со стороны России, которой ежедневно угощают поляков представители главных политических сил и припевающих им средств массовой информации. Любопытно, что в этом хоре участие принимает также генералитет.

Tomahawk — чудесная ракета США, Великобритании и… Польши?

С одной стороны, некоторые из высших чинов польской армии сеют страх перед масштабом этой «угрозы» (Вальдемар Скшипчак, бывший вице-министр обороны и главнокомандующий сухопутными войсками: «Польская армия была бы в состоянии сдержать русскую армию только в течение трех дней до ее входа в Варшаву — и это при оптимистическом варианте»), а с другой — всячески пытаются продемонстрировать свою готовность к защите Родины (Мечислав Гоцул, начальник Генерального штаба, во время своего недавнего визита в Литве: «Солдат должен быть подготовлен к плохой погоде. Этой плохой погодой стали „зеленые человечки“. Вооруженные силы Польши и Литвы подготовлены на случай гибридной войны»).

Остается только ждать, как польский министр иностранных дел Гжегож Схетына, который в последнее время своими многими скандальными высказываниями серьезно обострил и без того напряженные польско-российские отношения, повторит слова своего предшественника предвоенного периода Юзефа Бека (правда, высказанные тогда в адрес гитлеровской Германии): «Польша не знает понятие мира любой ценой».

Однако пока главную роль в нагнетании военной истерии играет все-таки не министр иностранных дел, а министр национальной обороны и вице-премьер Томаш Семоняк — главный «ястреб» в правительстве, которого польские сатирики не случайно успели окрестить «киллером с лицом ребенка» (впервые в истории Польши министр обороны имеет в правительстве такой высокий статус, как статус вице-премьера).

В минувший четверг он подтвердил, что Польша обратилась к администрации США с запросом, касающимся возможности приобретения за океаном крылатых ракет типа Tomahawk. Он разъяснил, что речь идет об оснащении этими ракетами новых польских подводных лодок, которые должны быть поставлены до 2025 года. Министерство еще в январе этого года намеревалось объявить конкурс на поставку трех современных подлодок, но отложило его в связи с решением об их оснащении крылатыми ракетами. Заинтересованность польским заказом пока выразили производители из Германии (ThyssenKrupp Marine Systems), Швеции (Saab) и Франции (группа DCNS, ранее французы согласились оснастить свои подлодки крылатыми ракетами типа Scorpene с дальностью поражения целей на расстоянии 1000 км). Не исключено, что к борьбе за заказ присоединятся судоверфи из Испании и Южной Кореи.

«Ракетами типа Tomahawk располагают только вооруженные силы США и Великобритании», — не преминул похвалиться польский министр. А по-боевому настроенная часть польской прессы сразу же объявила, что чудесные ракеты без труда долетят до Москвы.

Безусловно, призывы, которые высказывают поляки в интернет-дискуссиях, о том, чтобы «дать людям хлеб, работу, квартиры и медицинское обслуживание на должном уровне, а не войну», официальная Варшава не принимает всерьез. Даже мнения и предложения такого знатока России, как Станислав Чёсек, член Политбюро ЦК ПОРП (1988-1989) и посол Польши в Москве (1989-1996), остаются гласом вопиющего в пустыне.

На минувшей неделе он напомнил отвечающим за внешнюю политику в Варшаве: «В отношениях с Россией очень много зависит от нас. Если по-прежнему будем призывать к тому, чтобы прогнать русского медведя, сделаем ставку на вооружения, то ни о какой нормализации речи быть не может. И тогда давайте не будем удивляться, что над нашими головами русские будут договариваться с немцами. Такая Польша будет для России дармоедом и „внебрачным ребенком“. Мы должны конструктивно подойти к взаимному сотрудничеству. Вместе с другими странами и, конечно, вместе с Россией мы должны создать план обустройства восточной части нашего континента — крупный, увлекательный, перспективный; противоположность „Восточного партнерства“, в котором для России не было места и которое Россия считала поставленной на нее ловушкой. В таком случае вижу для нас прекрасные перспективы».

Кандидаты в президенты и Россия

Вопрос «военной угрозы» со стороны России регулярно появляется также в ходе — пока в целом скучной — предвыборной президентской кампании (перед выборами, которые состоятся уже в мае). Президент Бронислав Коморовский, борющийся за переизбрание, на минувшей неделе посетил 21-ю горно-стрелковую бригаду, которая дислоцируется в городе Жешуве и его окрестностях (юго-восток Польши). Во время этого визита президент подчеркнул: «Мы живем в неспокойные времена, и очень важное дело — это предназначение соответствующих денежных сумм на довооружение армии. Ваше подразделение также уже скоро получит новую технику».

Его главный конкурент, Анджей Дуда, евродепутат от оппозиционной партии «Право и справедливость», в свою очередь похвалился тем, что высказанное в последней резолюции Европарламента требование к России проведения «независимого международного расследования» убийства Бориса Немцова, а также возвращения обломков самолета Ту-154 (который разбился в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года; тогда погибла вся официальная польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским) — это заслуга его партии.

Характерно, что «политически правильные» средства массовой информации охотно угощают поляков почти развлекательными сюжетами из предвыборной кампании с участием ее героев второго, а скорее даже третьего плана: например, с удовольствием показывают транссексуала (который в 2010 году сменил пол с мужского на женский, а ныне является депутатом польского Сейма) и внимательно вслушиваются в то, что обещает полякам другой кандидат в президенты — модель, актриса родом из художественной самодеятельности и кандидат исторических наук в одном лице. Но при этом журналисты из этих же СМИ упорно не хотят замечать совершенно нового явления на польском политическом небосклоне, а именно — марша к официальной судебной регистрации партии «Смена», которую создали сторонники добрососедских отношений с Россией наперекор убеждениям официальной Варшавы о том, что Россия — это враг и угроза для безопасности Польши.

«Мы не питаем ненависти к России»

Под конец февраля прошел учредительный съезд новой партии, на котором были избраны члены ее руководящих органов. Ближайшие планы «Смены» — это введение своих депутатов в Сейм во время октябрьских парламентских выборов, а также вероятный выбор своего кандидата в президенты в майских выборах. Если бы партии удалось собрать 100 тысяч подписей его поддержки и зарегистрировать в качестве официального кандидата, партия получила бы бесплатное время в радио- и телеэфире.

Пока проправительственные польские СМИ, которые уже много месяцев занимаются по отношению к России и конфликту на юго-востоке Украины черно-белой пропагандой, поставили прежде всего на информационную блокаду вокруг первых шагов новой партийной структуры. В польском информационном пространстве практически без какого-либо резонанса прошел не только сам учредительный съезд партии, но и отказ властей на въезд двух его гостей: Александра Кофмана, который в правительстве Донецкой народной республики отвечает за международные контакты, а также представителя Белоруссии, личные данные которого организаторы съезда не сообщили.

Некоторые издания решились на освещение создания новой партии, однако при сохранении «политической правильности и бдительности»: они представляли новую партию и ее лидеров как «пятую колонну Путина в Польше», «приведение в действие русской агентуры», как «зеленых человечков и троллей Кремля».

Такой террор «политической правильности» привел, в частности, к тому, что профсиндикат левого толка, в здании которого предполагалось провести учредительный съезд партии, в последний момент отказал в аренде зала.

На минувшей неделе «сговор молчания» вокруг «Смены» начал рушиться. Информация о новой партии появилась на большом телевизионном экране, хотя в несколько юмористическом стиле: спикер Сейма, бывший министр иностранных дел Радослав Сикорский в своем интервью боялся произнести название этой партии и в течение всего интервью… так его и не произнес.

Больше смелости в этом отношении проявляет региональная печать. На страницах издания из Лодзи в последнюю пятницу было опубликовано интервью с Лукашом Гаевским, членом правления партии. Он подчеркнул: «Я рад, что СМИ так панически прореагировали на нашу партию. Это свидетельствует о том, что они боятся антисистемных движений. А то, что мы не настроены проамерикански, приводит к тому, что нам приклеивают ярлык пятой колонны Путина. Но нам трудно приклеить ярлык. Во внешней политике мы руководствуемся прагматизмом. Мы не питаем ненависти к России. Мы считаем, что, сотрудничая с Россией, мы больше бы выгадали, а в нынешней ситуации польская экономика несет потери». Лидер партии представил также элементы программы «Смены»: «Мы предлагаем национализацию банковского сектора, поскольку государство, которое не имеет своих банков, не может иметь сильную экономику. Мы считаем, что другие важные секторы — например, энергетика — также должны находиться в руках государства».

Без смеха не разберешь

Власти польской столицы с огромной помпезностью открыли вторую линию метро — видимо, это был подарок по случаю 8 Марта президенту Варшавы (этот пост занимает женщина), хотя сам праздник в Польше политиками сейчас считается «политически неправильным». Линия, протяженность которой всего лишь 6,5 км и на которой построено всего лишь семь станций, рождалась в огромных болях. Первые строительные бригады начали бурение туннелей метро в 2010 году. По замыслу властей Варшавы, новая линия метро должна была быть готова к чемпионату Европы по футболу 2012 года, который проходил в Польше, а часть матчей разыгрывалась также в польской столице. Вместо готовой линии гости ЕВРО-2012 застали в центре города раскопанные главные артерии, а в августе этого же года строители докопались до подземной водной жилы, которая затопила и строящуюся станцию, и автотуннель, соединяющий север и юг Варшавы. Это парализовало движение в этом невралгическом пункте города почти на целый год, до июня 2013 года.

В конце концов уже во второй половине прошлого года власти Варшавы начали поговаривать об открытии линии, но полоса невезения по-прежнему преследовала эту стройку: то загорелись аккумуляторы на одной из станций, а то на другой станции начала просачиваться вода… Открытие все время откладывалось: вместо декабря 2014 года получился март 2015 года.

Любопытно, что первые планы строительства метро в Варшаве появились еще в 20-е годы прошлого века. Тогда предусматривали они, что в польской столице будет метро протяженностью 46 км, в том числе 31 км под землей, с 50 станциями. Сейчас, после открытия второй линии (первая была открыта в 1995 году), протяженность варшавского метро составляет 29 км, а число его станций достигло 28.