12 марта Кировский районный суд Уфы приговорил башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, обвиняемого за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности», к 3 годам колонии строгого режима и лишению права заниматься публицистической деятельностью на 2 года. На оглашении приговора судьи Розы Булатовой присутствовали только сам подсудимый и его адвокат, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, в конце 2012 года прокуратура Кировского района Уфы заявила, что направила иск в суд, в котором требует признать экстремистским материалом статью «Ахыр заман» («Конец света»). В информации прокуратуры отмечалось, что статья «Ахыр заман», размещенная в сети Интернет неустановленным лицом, «содержит высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности». В начале 2013 года этот материал был признан экстремистским, тогда же, по мнению суда, было определено авторство статьи.

«Установлено, что в сети Интернет размещена статья Айрата Дильмухаметова под названием „Ахыр заман“, — говорилось в сообщении прокуратуры. — В тексте содержатся высказывания и призывы, формирующие у читателя положительное отношение, симпатию к террористическим организациям, ее членам, признание идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Уголовное дело в отношении Дильмухаметова было возбуждено в июле 2013 года. Ранее публицист был судим за публичные призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности с использованием СМИ, оправдание экстремизма и возбуждение национальной ненависти и вражды.

На судебных заседаниях Дильмухаметов своей вины не признавал, заявив, что не является автором приписываемого ему текста. Одним из его последних публичных выступлений стала небольшая речь на немноголюдном уфимском мероприятии «прощания с Борисом Немцовым» 1 марта 2015 года. Приговор Дильмухаметову вызвал некоторый интерес в специфических, строго определенных кругах. Большинство опрошенных ИА REGNUM экспертов в той или иной мере выразили сожаление по поводу жесткости приговора. «Айрат Дильмухаметов известен в регионе как идеолог радикального башкирского национализма, однако у него не столь много сторонников, и идеологизировал он, в основном, самого себя, — считает лидер Курултая западных башкир Ринат Гатауллин. — Я знал его еще дошкольником, и должен отметить, что в обсуждение националистической проблематики он был втянут еще очень молодым человеком, втянут взрослыми, зрелыми людьми, и никто впоследствии не смог убедить Айрата использовать свои немалые публицистические способности в более спокойном русле. Доля моральной ответственности должна лежать и на тех, кто втягивает молодежь в радикальный национализм».

«В некоторых случаях слова Дильмухамерова обладали не столь разящим эффектом, как его организаторские способности, — отметил башкирский общественник, бывший руководитель Всемирного курултая башкир Азамат Галин. — Не хотелось бы, чтобы личная история Айрата Дильмухаметова ассоциировалась со всем башкирским народом, хотя свой след в общественном и национальном движении он, безусловно, отставил».

У татарской общественности Башкирии, неоднородной по своему составу и убеждениям, единой позиции по делу Дильмухаметова нет. "Радикально настроенный Татарский общественный центр РБ, не имеющий особого влияния в республики, склонен героизировать Дильмухаметова, лидеры других татарских национальных движений, вероятно, предпочтут отмолчаться, — полагает представитель одной из «умеренных» татарских организаций.

Представители русских движений заявили о своей неготовности делать заявления на эту тему, однако координатор Егорьевского движения Башкирии Олег Епифанов счел нужным подчеркнуть: «Делать какие-либо выводы преждевременно, так как тема слишком неоднозначна. Однако стоит напомнить, что разного рода давлению в Башкирии подвергаются многие, а не какие-то отдельные организации».