«Россия всеми силами пытается перенаправить транзитные газовые потоки в обход Украины и в такой ситуации ожидать прихода западных инвесторов Киеву не стоит», — заявил в комментарии корреспонденту ИА REGNUM в Киеве сегодня, 13 марта, украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Напомним, что накануне премьер-министр Арсений Яценюк во время отчета коалиционного украинского правительства о 100 днях работы в очередной раз призвал западных инвесторов вложиться в энергетическую систему Украины и поучаствовать в модернизации. «Мы можем изменить энергетическую карту Европы… В программе реформ реформа энергетического сектора — ключевая… До конца года мы должны максимально перейти на покупку газа в ЕС, закачивать газ в хранилища в период самых низких цен — это уже через месяц начинается, а также разделить НАК „Нафтогаз“ на три компании», — заявил он. Параллельно в Киеве обсуждает вариант с увеличением цены транзита российского газа в ЕС через Украину.

«У России есть уже существующие мощности для обхода Украины, и есть планируемые проекты вроде „Турецкого потока“. Все это приведет к минимизации транзита через Украину», — заявил Землянский. «Конечно, совсем украинская труба „сухой“ не будет, потому что у „Газпрома“ есть обязательства перед компаниями в Восточной Европе. Какие-то объемы проходить будут, но они будут максимально минимизированы», — предполагает эксперт. «Думаю, что оптимистический сценарий для Киева — около 30 миллиардов кубометров по украинской территории, при том, что почти 120 миллиардов кубометров Украина прокачивала совсем недавно и уже 60 миллиардов кубов — в прошлом году. Естественно, европейские и американские инвесторы оценивают риски, понимают их и вкладываться в это никто не будет», — отметил он.

Что же касается возможного повышения цены транзита, как подчеркнул Землянский, есть действующий газовый контракт между Украиной и Россией, который регламентирует эти вопросы. «Украина может принимать любые внутренние акты, законы, но без подписания межгосударственных договоров, контрактов между „Газпромом“ и „Нафтогазом“ изменить действующую систему невозможно», — подчеркнул он.