Сразу два чиновника заявили о непричастности энергетиков к падению уровня воды в Байкале, который продолжается уже несколько месяцев и на сегодняшний день опустился на 4 см ниже так называемой критической отметки (455,96 метров по Тихоокеанской системе высот). Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской на совещании в Иркутске заявил, что «снижение уровня воды в Байкале связано с природными явлениями, и иркутские энергетики непричастны к этому», а Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин хоть и признал, что на своём гидроузле «Иркутскэнерго» хоть и проводил «политику беспрецедентно высоких сбросов», но всё же действовал в рамках рекомендаций регулирующих структур.

«Эта проблема накапливалась давно, — цитируют министра Донского „Вести“. — В 2014 году приток Байкала был небольшим — 40% от нормального. То, что уровень упадёт ниже установленного, мы знали. Эта оценка делалась ещё в начале прошлой осени. И говорить о том, что каскад ГЭС в этом виноват, я бы не стал. Здесь много факторов, но в первую очередь это произошло по климатическим условиям».

В свою очередь прокурор Алексей Калинин рассказал ТАСС, что по заявлению сенатора из Бурятии (судя по всему, речь идёт об Арнольде Тулохонове — прим. ИА REGNUM) ведомство провело проверку деятельности «Иркутскэнерго». Сенатор в своём заявлении указал, что маловодье на Байкале связано с работой ГЭС на Ангаре.

«Мы выяснили, что с января по май 2014 года на иркутском гидроузле действительно проводилась политика беспрецедентно высоких сбросов, они были гораздо выше, чем в аналогичные периоды за предыдущие 13 лет, — сказал Калинин. — В среднем сбросы были выше среднегодовых значений на 20-25%. Однако мы не усматриваем нарушений в действиях энергетиков, поскольку они руководствовались предписанием госорганов».

«После строительства Иркутской ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 м, фактически озеро стало водохранилищем, а плотина дала возможность регулирования его уровня. Это входит в сферу компетенции созданной Росводресурсами межведомственной рабочей группы по регулированию уровня Байкала. В 2014 году энергетики выполняли её рекомендации, не отступая от них ни на метр», — отметил прокурор. По его словам, рабочая группа, разрешившая существенно увеличить объёмы сброса воды, руководствовалась благоприятным прогнозом по водности.

Напомним, ранее член Совета Федерации от Бурятии Арнольд Тулохонов рассказывал прессе, что после катастрофических наводнений в бассейне Байкала в 2001 году вышло постановление федерального правительства, в соответствии с которым иркутские энергетики должны при эксплуатации ГЭС сохранять уровень озера в интервале 456-457 метров. При таких условиях благополучно развивается прибрежная биота, не допускаются размывы берегов, осушения прибрежной отмели. «Однако такое ограничение не позволяет максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре. В связи с этим после многих лет недополучения огромной прибыли за счёт использования бесплатной байкальской воды энергетики пошли на шантаж правительства, — говорит Тулохонов. — Они предлагают увеличить сброс воды на Иркутской ГЭС и понизить уровень Байкала ниже разрешённой отметки».

Если это произойдёт, уверен сенатор и многие экологи, Байкал ждёт экологическая катастрофа. «При дальнейшем падении уровня Байкала погибнут важные биологические ресурсы, микроорганизмы, рыба, вся взаимосвязанная пищевая цепочка, которая обитает в мелководных заливах, окружающих озеро, — говорил в интервью ИА REGNUM директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Сергей Шапхаев. — Весной это будет уже социальная проблема, потому что будет мало рыбы. Это, прежде всего, скажется на байкальском омуле, который является основным продуктом питания людей, которые живут на берегах Байкала».

Кроме того, в результате маловодья начались проблемы с водоснабжением нескольких населённых пунктов. В этом году факты ухудшения водоснабжения населения из нецентрализованных источников зафиксированы в 13 населённых пунктах Бурятии и Иркутской области.

Тем временем энергетики призывают «трезво» смотреть на ситуацию. «За прошедшие 45 лет отметка Байкала, установленная постановлением правительства (456-457 м — прим. ИА REGNUM), были превышены 18 раз и были ниже обсуждаемой сейчас нижней отметки 17 раз, — сказал на пресс-конференции генеральный директор ОАО „Иркутскэнерго“ Олег Причко. — То есть фактически два раза в три года эти отметки не соблюдались. Байкал постановления не читает, он живёт своей жизнью. Если бы те катастрофические последствия, о которых говорят сейчас некоторые экологи, действительно имели место, то мы бы их наблюдали как минимум 17 раз. Так что это определённые спекуляции с целью преследования каких-то своих интересов».

Некоторые эксперты и вовсе уверены, что в самом возникновении этой проблемы «было больше политики, чем вытекшей из озера воды». Общественно-политическая кампания вокруг «обмеления» Байкала возникла «на фоне клубка противоречий, который сложился в Прибайкальском регионе, в котором спутались энергетики, власти регионов, промышленники, этнические буряты, экологи», считает политолог Анатолий Савостин.

Но, как бы то ни было, уровень воды в Байкале действительно падает, и это наносит ущерб экономике. Так, по данным министра энергетики Александра Новака, снижение уровня воды в Байкальском бассейне привело к уменьшению выработки электроэнергии примерно на 9 млрд кВт. ч. Посетивший недавно Иркутск министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской заявил, что до конца года Минприроды, Росводресурс и Росгидромет выполнят исследование о цикличности наполняемости Байкала. На основе этого исследования власти примут решение, как в будущем регулировать уровень воды в озере.