27 января вышло распоряжение правительства РФ №98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», где одной из главных целей был заявлен выход России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса. В частности обозначены такие направления в области содействия инвестиционной деятельности, как создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций, ускоренное исполнение «дорожных карт» предпринимательской инициативы, комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности, эффективное применение созданных инструментов промышленной политики для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта. Для достижения аналогичных целей ранее уже инициировали ряд поправок в федеральные законодательные акты. О том, что, по мнению предпринимателей, уже реально работает, а что пока остается лишь декларацией на бумаге в интервью ИА REGNUM рассказал генеральный директор ООО «Первая Консалтингово-Инвестиционная Компания» (ПКИК) Владислав Земляной.

ИА REGNUM: Что уже сделано на данный момент для улучшения инвестиционного климата? Вы отмечаете, что озвученные «Антикризисным планом» цели в действительности пытаются реализовать уже несколько лет.

В рамках изменений гражданского законодательства РФ в 2013-2014 годах в федеральном законе от 21.12.2013 №367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации…», федеральном законе от 12.03.2014 №35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации…» и федеральном законе от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса…» мы, на самом деле, сделали значительный скачок в части изменения законодательства в области инвестиций. Сейчас Россия приблизила содержание правовых норм гражданского законодательства к правовым нормам иностранного права. Это достигнуто путем увеличения диспозитивности норм и добавления новых правовых механизмов. Изменений много. Например, добавлен механизм управления залогом, введен реестр уведомлений о залоге движимого имущества, залог обязательственных (имущественных) прав, в том числе прав, которые могут возникнуть в будущем из существующего или будущего обязательств, залог по договору банковского счета. Добавлены многочисленные диспозитивные нормы о юридических лицах, которые позволяют участникам корпоративных правоотношений самостоятельно определять их содержание, в том числе возможность иметь несколько генеральных директоров, несколько правлений, самостоятельно определять порядок созыва общих собраний акционеров (участников), заключать корпоративные соглашения между акционерами (участниками) и с участием кредиторов общества по управлению компанией и принятию решений, добавлено наличие безотзывной доверенности, уступки будущих обязательств. Еще добавлен механизм банковских счетов эскроу, которые активно применяются при M&A сделках, добавлен вид коммерческих юридических лиц — специальное общество проектного финансирования, и многое другое.

В 2011 году с целью реализации венчурных инвестиционных проектов в России был принят федеральный закон от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Хозяйственное партнерство как организационно-правовая форма коммерческих организаций также дает очень широкие возможности по самостоятельному определению управления обществом. Хозяйственное партнерство является средней моделью между американской Limited liability company и английской Limited liability partnership. Соглашением об управлении партнерством можно установить любую систему управления хозяйственным партнерством (корпоративную, партнерскую, смешанную), дать право голоса третьим лицам и ключевым менеджерам по вопросам управления. Однако имеются и минусы данной организационно-правовой формы. Например, партнерство не может создавать дочерние компании. Хозяйственное партнерство как организационно-правовая форма не получила своего особого распространения в инвестиционной деятельности. Но сейчас пока не ясно, какой будет судебная практика применения вышеуказанных изменений. Будем надеяться, что суды РФ воспримут диспозитивность вышеуказанных норм и позволят участникам гражданских правоотношений максимально самостоятельно определять правила взаимоотношений между собой.

ИА REGNUM: На слух изменений действительно много. Сейчас часто говорят об импортозамещении, а подкреплена ли эта цель какими-то правовыми актами?

Да, такие акты есть. Для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых инвестиций, были приняты нормативные акты, которые вводят такие инструменты прямых инвестиций, как проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки. В 2014 году были приняты федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Но последний вступит в силу только в середине 2015 года, так как он принят с отсрочкой вступления в силу в 180 дней со дня официального опубликования.

ИА REGNUN: Насколько эти законы приближены к «реальным условиям»? Сложилась ли уже какая-то правоприменительная практика, требуется ли внести коррективы?

В целом озвученная выше стратегия социально-экономического развития России разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий президента, актов президента и правительства, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики, с учетом прогноза развития и бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период. Это определено статьей 16 федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон определяет всю систему планирования, которая будет использована государством. Правда он только принят и многие из его положений пока не конкретизированы на уровне других законов и подзаконных актов, нет сформировавшейся практики применения данного закона у самих участников стратегического планирования.

Что касается закона «О промышленной политике», то одной из его главных озвученных задач является создание и развитие современной промышленной инфраструктуры. Он устанавливает такие инвестиционные инструменты поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности как субсидии, специальные инвестиционные контракты и государственные фонды развития промышленности. При этом основным органом, который будет управлять промышленным блоком является правительство РФ, которое утверждает документы стратегического планирования, критерии отнесения продукции к промышленной, порядок применения мер стимулирования деятельности в данной сфере, в том числе льготы, порядок формирования инвестиционных проектов и их заключения, требования к индустриальным паркам и так далее. Но данные о государственных фондах и специальных инвестиционных контрактах в законе указаны лишь в общих чертах. Отмечено, что государственные фонды развития промышленности, создаваемые Россией, в том числе совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, осуществляют финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности за счет средств федерального бюджета, а также за счет иных не запрещенных законодательством РФ источников. Однако закон пока не вступил в силу. Порядок, сроки и механизм использования инструментов прямых инвестиций, которые им предусмотрены, пока не приняты и, соответственно, данный закон будет не рабочим до установки механизмов использования инструментов прямых инвестиций, таких как субсидии, специальные инвестиционные контракты, государственные фонды развития промышленности и другие.

ИА REGNUM: Что, по Вашему мнению, надо добавить в закон?

По моему мнению, насколько эффективен будет федеральный закон «О промышленной политике» говорить пока рано, так как он устанавливает только рамки реализации РФ промышленной политики. Скорость внедрения Федерального закона «О промышленной политике» будет зависит от слаженности и скорости работы всей системы государственной власти, финансовых институтов страны, инвесторов и промышленников. Надо согласовать программы развития промышленности и инвестирования, объемы инвестиций в промышленность, сроки реализации промышленных проектов, создать государственные фонды развития промышленности, меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, разработать систему заключения специальных инвестиционных договоров, создать единую государственную информационную систему промышленности и многое другое, что потребует времени. Без реализации данных действий закон «О промышленной политике» просто останется на бумаге.

Добавить в закон надо возможность использования нетиповых форм специальных инвестиционных контрактов. Инвестиционные договоры, особенно с иностранным элементом, могут потребовать более глубокой правовой и деловой детализации и внесения положений, принятых на международном уровне. Необходимо распространить п.5 ст.16 закона «О промышленной политике», в котором указано, что если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы и иные нормативные акты, устанавливающие запреты или ограничения в отношении выполнения контракта или изменяющие обязательные требования к продукции, то такие федеральные законы не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, а также п.6 ст. 16 этого закона, где сказано о фиксации налоговых ставок как минимальную налоговую выгоду для всех участников промышленной реформы, на инвестиции в промышленные объекты с помощью иных финансовых и правовых инструментов. Иначе получается, что у других участников инвестиционных промышленных проектов эти риски остаются.

ИА REGNUM: То есть реальных механизмов использования инструментов прямых инвестиций, о чем Вы говорили ранее, на практике пока нет?

Есть механизм поддержки проектного финансирования, он озвучен в Постановлении правительства РФ от 11.10.2014 №1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Критериями отбора инвестиционных проектов для участия в программе проектного финансирования являются: реализация инвестиционного проекта на основе проектного финансирования; расположение на территории РФ производственной площадки инвестиционного проекта; реализация инвестиционного проекта в секторе экономики, являющемся приоритетным для развития экономики России (такие как обрабатывающая промышленность, фармацевтика и другие). При этом полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд. рублей и не более 20 млрд. рублей и финансирование не более 80 процентов полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств. Дополнительные требования к инвестиционным проектам (в том числе к показателям их эффективности) могут устанавливаться уполномоченными банками в соответствии с их внутренними документами. При этом инструментом поддержки проектного финансирования является предоставление обеспечения по кредиту в виде гарантии РФ на сумму до 25 % от кредита. Финансирование проектов в приоритетных отраслях должно будет вестись инвесторами (как минимум 20% личных средств) и банками.

Но откуда банки возьмут деньги на финансирование в сложившейся ситуации? В соответствии с «Антикризисным планом» на финансирование проектов в рамках проектного финансирования из бюджета будет выделено до 300 млдр рублей. Этих денежных средств может не хватить, так как объем проектов большой, а привлечь дешевые денежные средства от иностранных банков частным инвесторам в настоящее время сложно. При этом Правительство РФ оставляет за собой право увеличить объем финансирования. В настоящее время идет подготовка новой редакции среднесрочного плана развития РФ — Основных направлений деятельности правительства РФ. В рамках подготовки данного документа будет уточнена инвестпрограмма и программа импортозамещения. При условии, что основной целью поддержки правительством РФ является привлечение в национальные проекты и проекты по импортозамещению частных инвестиций, то лимита в 300 млдр вполне может хватить. Именно эти деньги могут стать катализатором больших вложений частных инвестиций в инвестиционные проекты. Например, принято решение о выдаче кредитов сельхозпроизводителям по ставкам 5-10 % годовых. Однако пока соответствующее постановление не принято. Таким образом, работа по реализации Антикризисного плана и его модификации идет полным ходом.

ИА REGNUM: Исходя из вышеперечисленного, будет ли «работать» антикризисный план или все-таки нет?

План устанавливает довольно солидный комплекс мероприятий поддержки российской экономики, однако конкретики по его исполнению пока нет, она должна появиться в ближайшее время, а в части инвестиций в промышленность, скорее всего, много позже, учитываю срок вступления в силу закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Плюс, не понятно как трактовать формулировку Распоряжения правительства РФ от 27.01.2015 №98-р: «Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей»?

Антикризисный пока остается в силе, идет обновление среднесрочного плана развития РФ в виде подготовки обновленных основных направлений деятельности правительства РФ. Также приняты решения о финансировании по минимальным банковским ставкам в размере 5-10% годовых игроков агропромышленного сектора, но, по словам представителей правительства, постановление правительства о механизмах реализации еще не приняты и программа по инвестициям не принята в связи с тем, что есть вопросы к банковской сфере и банковскому регулированию. По нашему мнению, пока получается не согласован механизм реализации государственной поддержки инвестиционных проектов, реализации программ импортозамещения, не все игроки данного механизма приняли условия реализации данных программ. Следовательно, пока механизм реализации государственной поддержки инвестиционных проектов, реализации программ импортозамещения не будет согласован и утвержден на законодательном уровне — реализация инвестпрограмм будет медленной. Плюс очень важным будет реализация Закона «О промышленной политике», так как именно он и детализирующие его федеральные законы и подзаконные акты, законы субъектов будут краеугольными камнями построения новой промышленной и инновационной России.

Также Распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2015 года № 213-р в Госдуму РФ внесен законопроект о "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О банке развития», согласно которому «Внешэкономбанк» будет финансировать и поддерживать экспансию продукции российских сельхозпроизводителей и промышленников за рубежом. Данный законопроект говорит о том, что одним из рынков сбыта продукции российских сельхозпроизводителей и промышленников будут рынки других стран, возможно часть промышленных объектов будет находится за рубежом.

В целом, должен отметить, что за последние несколько лет государством сделан значительный скачок в рамках изменения законодательства в области инвестиций, а именно приближено содержание правовых норм гражданского законодательства к правовым нормам иностранного права, и сформирована мощная система управления государством через систему стратегического планирования, промышленную политику и систему государственных инструментов поддержки прямых инвестиций. Однако, как показывает анализ, данные изменения требуют доработки и конкретизации. Но начало уже положено.