Закрытие магазинов, кафе и ресторанов, уход ряда финансовых структур из региона вызвали неоднозначные реакцию в обществе. То, что одни называют последствиями тяжелейшего экономического кризиса, другие, считают естественными рыночными процессами. В новых условиях бизнес-сообщество учится выживать по-новому. Борьбу за клиентов предприниматели Владивостока сравнивают с каннибализмом.

Выживет сильнейший и дышаться будет легче

В столице Приморья в новом 2015 году приостановили свою работу рестораны Zen, Amigos, Борменталь, Морошка, Владивосток, Дом Купера. О возможной самоликвидации заявил магазин брендовой одежды INCITY во Владивостоке.

«Закрытие предприятий — это скорее показатель того, что закончился избыток всеобщего счастья, и люди начали задумываться о последствиях своих финансовых решений», — уверен преподаватель ДВФУ, финансовый консультант Максим Кривелевич.

По мнению эксперта ничего страшного в происходящем нет, и на решения о закрытии предприятий кризис оказал лишь косвенное влияние.

«Нормальные рыночные события люди сейчас ассоциируют с проявлением кризиса. Кризис есть — это факт. Но не надо кризисом объяснять абсолютно все. Сейчас на кризис пытаются повесить все то, что накапливалось годами и заметалось под ковер, а теперь это выметается со словами: „Это не мы, это кризис!“. Все идет своим чередом: менее конкурентные сети уходят с рынка, более сильные забирают их долю — это и есть капитализм. Ведь, капитализм это когда не всем хорошо, а когда побеждает сильнейший. Чем больше убегает с рынка игроков, тем больше доля тех, кто остается. Я всегда говорю: „Не ругайте гомосексуалистов — благодаря им, нам достается больше женщин“. Так и здесь: кто-то с рынка уходит — остальным будет легче дышаться», — считает Максим Кривелевич.

Гаджеты, косметика и мода теряют клиентов

Производители товаров и потребительских услуг, которые останутся на рынке в кризис, только выигрывают. Из-за самоустранения конкурентов они могут увеличивать уровень наценки или приобретать новых клиентов. В явном же проигрыше оказалась отрасль психологического потребления. Люди все больше отказываются от современных игрушек, дорогих гаджетов. По мнению эксперта, последствия кризиса заставят прекрасную половину человечества экономить на модной одежде и косметике.

«Производители товаров и потребительских услуг в кризис только выигрывают, за исключением отрасли психологического потребления. Новые часы от „Apple“ стоимостью 1000 долларов сейчас стали для россиян дороже в два раза. И сколько бы конкурентов не ушло, все равно этот бизнес загнется. Во время кризиса ни у кого нет желания выкидывать 1000 долларов на игрушку, цель которой показать, что у тебя есть лишняя тысяча долларов. Такая же история произойдет с наиболее пафосными айфонами — часть потенциальных клиентов станут покупать другие телефоны. Потребительское поведение реагирует не на мгновенные шоки, а на представление сложившейся тенденции. Сейчас у людей меняется потребительское поведение ко всему „люксовому“ сегменту. Так же это может коснуться косметики и моды. С одной стороны, женщины вступают в более жесткую борьбу за мужчин с финансовыми ресурсами, поэтому им требуется больше денег тратить на свою внешность. Но с другой стороны, денег реально стало меньше и на косметику их тратить стало уже жалко. Две равнодействующие силы — одна заставляет больше тратить, другая — меньше», — подчеркнул Максим Кривелевич.

Эксперт уверен, что депрессию в обществе вызвали факты закрытия точек общественного питания из-за того, что во Владивостоке их очень мало. Если в столичных городах ресторанов и кафе тысячи и там не особо заметно исчезновение с рынка одного-двух заведений, то в столице Приморья, где счет точек общепита ведется сотнями, каждый такой случай вызывает волну обсуждений.

Первыми «под нож» пошли бармены

Представители бизнес сообщества Приморья заверяют, что кризис начал оказывать влияние на сферу услуг еще осенью 2014 года. Санкции, импортозамещение и падение российского рубля снизили средний чек в заведениях общепита, а неверные решения о поднятии цен — уменьшили поток гостей в ресторанах. По мнению руководителя клуба предпринимателей «Деловар» Дениса Вродливеца, жители Владивостока, покинувшие заведения общепита, возродят моду домашних вечеринок.

«В нашем клубе есть предприниматели, владельцы заведений и кризис по ним действительно ударил. Это произошло еще осенью, именно тогда была первая волна — сначала упал средний чек. Хоть количество клиентов и не снизилось, доход упал еще тогда, что привело к сокращению персонала и расширению количества функций у оставшихся работников. Например: под нож пошли бармены, функции которых разделили между официантами и кухней. Тогда же, не самой правильной реакцией владельцев, стало повышение цен, что повлекло уменьшение потока гостей. Сейчас пошла вторая волна: люди стали резать статьи личных расходов, куда попали походы по заведениям. При этом, потребность в отдыхе у людей никуда не делась, и многие клиенты „перетекут“ в заведения „по-бюджетней“, а так же вернется мода на домашние вечеринки», — считает руководитель клуба предпринимателей «Деловар».

Бизнес сообщество уверено, что в дальнейшем ситуация в сфере услуг будет только ухудшаться. Для того, чтобы остаться на плав,у руководителям точек общепита придется усердно работать и научиться «каннибализму».

«В дальнейшем доходы населения упадут сильнее, и даже выжившие сейчас, вряд ли смогут выплывать и дальше. Рынок сужается, и кто-то должен умереть, только тогда выжившие смогут получить дополнительный приток гостей, при этом падение доходов продолжится и дальше. Выход для владельцев только в принятии комплекса мер: нужно урезать расходы и при этом повышать качество обслуживания, подумать о возможностях привлечения как платежеспособных гостей, из разорившихся заведений, так и о привлечении гостей из заведений, выбравших путь сокращения личного бюджета. Возможностей много, главное усердно работать: тут как в дикой природе, без каннибализма не обойтись, а в этом преуспеют те, кто быстрее перехватят освободившийся поток гостей у „умершего“ коллеги и смогут его удержать, чем и выиграют от ситуации, в итоге», — уверен Денис Вродливец.

Стабильность в руках Центробанка

Изменение общей экономической ситуации в стране возможно только при достижении стабильности. Именно поэтому, по мнению финансового консультанта Максима Кривелевича, Центробанку не стоит принимать решений по изменению ключевой процентной ставки — пусть она будет высокой, но стабильной.

«Кризис — цикличный процесс, он не может быть вечным, хотя и может быть достаточно долгим. В любом случае кризис пройдет. Сейчас, главное, что определяет наше будущее, это позиция Центробанка РФ. Если они снизят ключевую процентную ставку — мы снова увидим резкие колебания на валютном рынке — до 70 рублей за доллар. Может быть подорвано доверие к рублю, а значит снизится доверие ко всей российской экономике. Если же Центробанк проявит мудрость и дальновидность, и сохранит процентную ставку, несмотря на огромные усилия лоббистов, то рубль стабилизируется, пик выплат по кредитам российских корпораций будет пройден — начнется общая стабилизация экономики и плавное оздоровление всех областей жизни», — считает эксперт.