Совладельцы украинской ломозаготовительной компании «КВВ Групп» Валерий Кришталь и Евгений Казьмин разрезали символическую ленту в воротах сортопрокатого цеха предприятия «Лиепайский металлург» (Латвия). «Миллион стали в год — наша планка на ближайшее время», — заявил порталу bb.lv совладелец «КВВ» Валерий Кришталь.

Премьер Латвии Лаймдота СтрауюмаЕдинство») в краткой речи выразила радость, что предприятию удалось привлечь этого инвестора. К заводу приценивались многие, но в конечном счете из политических соображений «КВВ Групп» с активами в России и Украине стала его владельцем за 107 млн евро, «подвинув» «Юнайтед Гроуп» россиянина Игоря Шамиса с продолжением цены в размере 120 млн евро.

В начале прошлого десятилетия эта компания называлась «КВВМПУ», имела офис в Севастополе и работала преимущественно в Крыму как ломозаготовитель, а также развивала проекты в разных сферах от недвижимости до валютных операций. После включения Крыма в состав субъектов РФ весной 2014 года у собственников холдинга остался бизнес по обе стороны границы. А с покупкой ЛМ, где инвестор обещает вернуть латвийскому государству кредиты в размере 107 млн евро в течении десять лет, холдинг, по словам владельцев, вышел на новый качественный уровень.

Совладельцы холдинга Валерий Кришталь и Евгений Казьмин строят амбициозные планы: увеличение производственных мощностей до 800 тысяч тонн в месяц до весны 2018 года, трудоустройство 750 лиепайчан и запуск прокатного производства, простаивавшего при прежних владельцев. Что же касается политики, так на эту тему акционеры предпочитают промолчать. «Я живу в Киеве, я люблю Киев, и бизнес наш украинский», — подчеркнул Евгений Казьмин.

Производство арматуры на предприятии возобновилось в феврале, на складе сейчас хранится 15 тысяч тонн продукции, на продажу которой уже заключено договор с покупателем в Алжире. Инвесторы рассчитывают в перспективе на поставки арматуры диаметром 0,8-40 мм на западный берег Атлантики, а также на торговлю в Европе — к лету руководство KVV LM надеется пройти сертификацию. В свою очередь, сырье закупается на заводе в Сакт-Петербурге «Петросталь» и на белорусском БМЗ. Доставка осуществляется только по железной дороге.

Цех завода сейчас на двух прокатных станах при максимальной загрузке мощностей делает около 1000 тонн арматуры в сутки. Пока работает лишь один стан, но в середине весны планируется выход на полный объем этого стана. 20 апреля планируется зажечь электроплавильную печь. После этого замкнется цикл производства: из украинского лома черного металла будут отливаться брусы квадратного сечения, а из них делаться арматура.

«Я всю жизнь занимался прокатом стали — и здесь есть оборудование для этого. Но не случайно же прежние владельцы его на задействовали: нужны доработки по более четкой геометрии прокатного листа, возможно, нужно будет приобрести новые блоки. Наши двенадцать „арбайтеров“ с Украины, ведущих специалистов, наши двенадцать витязей, только приступили к делу. Но уже готовится первое судно с грузом металлического лома „КВВ Групп“ на Украине (включая лом из Крыма). Поставки арматуры нашим покупателям в перспективе также будут морскими — судами того водоизмещения, с которыми по максимуму может работать порт в Лиепае», — пояснил член правления и руководитель производства Игорь Коваленко.

Известно, что новые владельцы ЛМ рассчитывают на льготы от латвийского правительства по закупкам обязательного «зеленого» компонента электроэнергии: мощнейшая в Прибалтике электроплавильная печь потребляет сутки напролет, как небольшой непромышленный город — вроде курземских Сабиле или Попе. Точку безубыточности производства Игорь Коваленко обозначил в 40-45 тыс тонн продукции в месяц, подчеркнув, что выйти на ноль планируется уже в 2016 году. «Оборот не хочу прогнозировать. В апреле запустим оба прокатных стана и электроплавильный комплекс, просчитаем коэффициенты убытков, риски. Многое зависит и от стагнации строительства в Европе. Скажем так, этот год можем работать в ноль с производством до 500 тыс тонн арматуры, в перспективе можно довести до 1 миллиона тонн. Это больше, чем у предшественников. Еще я узнал, что в Латвии есть возможность работать с этими, как их… с еврофондами! Где инвестор получает возврат капиталовложений в оборудование и инфраструктуру. Если так, замечательно, надо поработать», — пояснил новый хозяин лиепайского завода.

Отметим, что в 2012 году, еще при прежних владельцах, ЛМ впервые вышел на 850 тыс. тонн продукции в годовом исчислении, создав 1,2% ВВП Латвии и обеспечив работой 2300 человек. Сейчас на начальной стадии производства на заводе 550 работников, но в перспективе их планируется нанять около 1200. Мэр Лиепаи Улдис Сескс не скрывал восторга: каждая третья семья лиепайчан была связана с этим заводом, и после его остановки в 2013 году в городе началась массовая эмиграция, сравнимая с бегством жителей в 1945 году.