Вентспилс прощается с русским углем, Калининград теряет грузы, российскую рыбу популяризируют: порты Северо-Запада за неделю

Алёна Зеленина, 9 марта 2015, 09:26 — REGNUM  

ИА REGNUM публикует сегодня, 8 марта, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Вентспилсский порт прощается с российским углем

Объем перевалки угля через Baltic Coal Terminal в Вентспилсском порту (Латвия) за январь-февраль 2015 года сократился на 27% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 728 тыс. тонн, сообщает ИАА «ПортНьюс». АО Baltic Coal Terminal является совместным предприятием АО Ventspils Tirdzniecibas Osta и ООО IndtecBalticCoal, которое представляет интересы владельца груза — ОАО «Шахта Заречная», поставляющего уголь из России. В настоящее время перегружаемый на терминале уголь идет преимущественно в порты Великобритании, Германии и Польши. В порту признают, что 2014 год для Вентспилса прошел под влиянием санкций — порт «недобрал» около 2 млн тонн запланированного грузооборота. «Из-за них (санкций — прим. ИА REGNUM) существенно сократился транзит каменного угля через Вентспилсский порт. Нанесенные санкциями убытки уже сейчас исчисляются 500 тыс. евро в месяц — 10% этой суммы теряет государство и еще 10% — самоуправление. Также сократился объем переваливаемых нефтепродуктов и железной руды, правда, не так сильно, как объем угля. В связи с этим в порту не был достигнут запланированный изначальной грузооборот, да и нынешний год оценивается с предосторожностью», — сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе порта.

Управляющий портом Имант Сармулис ранее заявлял о том, что в Вентспилсе озабочены дальнейшими возможностями перевалки грузов. По его словам, среди крупных латвийских портов Вентспилс имеет самый высокий удельный вес транзитных грузов, поэтому «оказался в особой ситуации». Руководство порта даже направило письмо в адрес латвийского правительства. «В письме мы напомнили, что для Вентспилса риски в связи с санкциями больше, чем для соседних портов. Удельный вес транзитных грузов в нашем городе — наивысший в портах Балтийского моря и составляет 90%», — цитирует Сармулиса пресс-служба Вентспилсского порта. По его словам, правительство пообещало рассмотреть доводы портовиков. Управляющий Вентспилсским портом скептически относится к мнениям «различных экспертов, которые говорят о необходимости диверсифицировать поставщиков грузов и направления доставки грузов». «Теоретически всё это возможно, но с практической точки зрения несерьёзно», — считает он. Сармулис убежден, что «десятки миллионов тонн российских грузов заменить нечем».

Калининградские стивидоры бьют тревогу: регион стремительно теряет грузы из-за тарифов РЖД

Калининградские морские гавани стали неконкурентоспособными по сравнению с другими российскими портами. Об этом в ходе совещания в областном правительстве под председательством полпреда президента РФ в СЗФО Владимира Булавина заявил президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов, сообщает RUGRAD.EU. Причин несколько: во-первых, сильно подорожал из-за девальвации рубля транзит грузов по территории Белоруссии и Литвы. Во-вторых, в начале года произошли изменения в ценовой политике ОАО «РЖД» — была отменена тарифная льгота на экспорт нефти и нефтепродуктов через Калининград. «Это очень больно ударило по производственной составляющей наших стивидорных компаний», — заявил Пятанов. По его словам, таких компаний в регионе 18, в отрасли занято около 15 тысяч человек. «Думаю, что это может усугубить социальную составляющую. Индексацию мы, конечно, понимаем, но хотя бы помогите отменить повышающие коэффициенты», — обратился к властям Пятанов. Он также рассказал изданию, что на отдельных калининградских терминалах уже фиксируется снижение грузопотока на 25-50%. Ранее Пятанов заявлял о том, что принятое в декабре прошлого года решение ОАО «РЖД» об отмене льготного тарифа при экспорте нефти через Калининград привело к росту тарифа на 23,4% (10% — плановое повышение тарифа, 13,4% — отмена льгот).

Грузооборот Клайпеды прирастает нефтью

Грузооборот Клайпедского порта (Литва) в январе-феврале 2015 года составил 5,95 млн тонн, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает ИА «РЖД-Партнер.ру».

Как отмечают в порту, прирост обусловлен увеличением перевалки минеральных удобрений, нефтепродуктов и зерновых грузов. Перевалка наливных грузов увеличилась на 40,6% — до 1,62 млн тонн. Объемы перевалки нефтепродуктов выросли на 40,8% до 1,29 млн тонн, жидких удобрений — на 16,2% до 235,9 тыс. тонн. Через терминал в Бутинге импортировано 1,29 млн тонн нефти (+29,2%). Обработка насыпных и навалочных грузов составила 2,52 млн тонн (+1,4% к уровню января-февраля прошлого года), в том числе минеральных удобрений — 1,79 млн тонн (+42,9%), сельскохозяйственных грузов — 397,5 тыс. тонн (-10,7%), зерна — 342,4 тыс. тонн (-5,3%).

Генеральных грузов в отчетном периоде перевалено 1,811 млн тонн (-0,7%), из них грузов в контейнерах — 838,8 тыс. т (-3,8%), накатных грузов — 649,9 тыс. т (-5,6%), металлов и лома — 130,9 тыс. т (+226,2%), минеральных упакованных удобрений — 73,64 тыс. т (-35,8%). Контейнерооборот порта в январе-феврале 2015 года составил 65,6 тыс. TEU, что на 7,3% меньше, чем в прошлом году. Отметим, что литовская компания Klaipėdos nafta (нефтетерминал в Клайпедском порту — прим. ИА REGNUM) с начала года перегрузила примерно 20% грузов всего Клайпедского порта. Результаты погрузок с начала года выросли примерно на 38% до 1,144 млн тонн грузов. Это произошло благодаря увеличению грузов главного клиента Orlen Lietuva (литовская нефтяная компания — прим. ИА REGNUM) и потоку новых грузов нефтепродуктов из Белоруссии, сообщили ИА REGNUM в компании. Рост погрузок способствовал увеличению доходов — за два месяца компания получила 7,3 млн евро, что на 25,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Порт Высоцк готовится к расширению

На этой неделе стало известно о том, что правительство РФ распорядилось расширить морской порт Высоцк (Ленинградская область) за счет включения в состав его границ земельных участков, расположенных на полуострове Рюевялинниеми и предназначенных для строительства терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа мощностью 660 тыс. тонн. Терминал предназначен для малотоннажного завода СПГ компании «Газпром», сообщает 47news. Планы по его строительству были озвучены в ходе Петербургского экономического форума в мае 2014 года. Предположительный размер инвестиций составит 200-300 миллионов евро.

Российскую рыбу будут популяризировать благодаря санкциям

Санкции благотворно сказались на общих объемах и показателях рыбодобычи в России. Об этом рассказали руководители территориальных управлений Росрыболовства, региональных департаментов рыбного хозяйства, отраслевых предприятий и объединений 5 марта в Москве на селекторном совещании у руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. Так, по словам генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Василия Никитина, в Северном рыбохозяйственном бассейне с начала года выловлено порядка 36 тысяч тонн мойвы, что выше прошлогоднего показателя, отмечает пресс-служба Росрыболовства. Аналогичная ситуация складывается в Приморье. Общий вылов в Дальневосточном бассейне на начало марта составил свыше 650 тыс. тонн, что на 33 тыс. больше, чем в прошлом году. Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня сообщил, что по сравнению с 2014 годом поставки рыбной продукции на внутренний рынок за этот период увеличились на 32%.

Как отметил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, несмотря на то, что Приморский край традиционно был ориентирован на экспорт добываемой здесь рыбной продукции, наблюдается положительная динамика переориентации рыбаков на отечественный рынок. «Нужно сохранить эту динамику», — подчеркнул он. Рыба из Волги и Каспия, напротив, всегда поставляется на внутренний рынок. Однако президент некоммерческой организации-союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий «Каспрыба» Андрей Маркин рассказал, что на фоне увеличения добычи наблюдается практически полное отсутствие спроса со стороны крупных торговых сетей. «Для рыбаков Волги и Каспия войти в сети — глобальная проблема. Нас не пускают, говорят, чтобы мы работали через посредников», — заметил представитель Астраханского рыболовства.

Одним из вариантов решения этой проблемы, по мнению Маркина, должен стать всесторонний диалог рыболовецкого сообщества с представителями розничных сетей при участии федеральной власти. «Мы очень надеемся на предстоящий фестиваль „Рыбная неделя“ в Москве, где будет реальная возможность показать представителям торговых сетей высокое качество нашей продукции», — рассказал он. «Рыбная неделя» пройдет в Москве с 22 по 28 апреля. Как подчеркивают в Департаменте торговли и услуг города Москвы, основная задача фестиваля — популяризация отечественной рыбы в среде потребителей. Для этого в самом центре столицы будут организованы 8 площадок, на которых запланировано выставить свыше 100 шале, где представят продукцию более 150 производителей из 50 регионов России.

В Мурманске взялись за подготовку кадров для Арктики

По мере роста интереса к Арктике все актуальнее становятся знания в области арктического рыболовства, арктического мореплавания, арктической безопасности, арктического права, арктического менеджмента, арктической экономики. Арктические компетенции должны распространяться на все специальности и направления подготовки, осуществляемые в Мурманском государственном техническом университете. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал ректор университета Сергей Агарков.

«Сейчас оживленно обсуждается вопрос глобального потепления и связанного с ним активного таяния паковых (многолетних) льдов — в результате этого процесса высвобождаются большие морские пространства центральной части Северного Ледовитого океана. Считается, что там могут быть достаточные биоресурсы (в том числе по причине миграции рыбы на север из-за потепления) для промышленного рыболовства», — рассказал Агарков. Он отметил, что коммерческое рыболовство в этой зоне не регулируется международным законодательством, как, например, богатая рыбными ресурсами исключительная экономическая зона (200-мильная) приарктических государств. Значит, уже сегодня нужно начинать подготовку специалистов, обладающих соответствующими компетенциями высокоширотного рыболовства, убежден ректор Мурманского государственного технического университета. Нужны юристы, которые смогут обеспечивать правовое сопровождение коммерческого вылова биоресурсов в высвобождающихся морских акваториях центральной Арктики, сказал он.

Напомним, что осенью 2014 года в вузе открылся факультет арктических технологий.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.