Конфликт вокруг Библиотеки — Культурного центра А.Т. Твардовского вступил в новую фазу. Всю нынешнюю неделю фонды библиотеки вывозили из ее родного дома по адресу Кутузовский проспект, д. 3 на Аминьевское шоссе, д. 24 в помещение библиотеки «Бестселлер». Будет ли это временное пристанище или официальный адрес библиотеки? Пока все указывает на то, что библиотеку перевозят на «постоянное место жительства».

В течение всего февраля жители района Дорогомилово, деятели культуры, писатели, ученые обращались в Департамент культуры Москвы и в московскую мэрию с просьбой сохранить за Библиотекой — Культурным центром А.Т. Твардовского помещение, в котором она прожила почти сорок лет, и не выводить за пределы района одну из старейших московских библиотек, неразрывно связанную с историческим обликом Дорогомилово. В защиту библиотеки выступили Российский фонд культуры, Союз писателей Москвы, Литературный институт им. А.М. Горького, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, общественные организации. «Литературная газета» на первой полосе опубликовала открытое письмо писателей, деятелей культуры, ученых С. Собянину и С. Капкову с настойчивым требованием вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг Культурного Центра Твардовского. Увы, все запросы и требования были проигнорированы. А ведь поначалу московские власти пошли на уступки, подтвердив, если верить сообщению ТАСС от 16 февраля, что будут вести переговоры с собственником помещения — «от возможного понижения арендной платы до передачи этого помещения библиотеке».

Собственником, с которым Департамент должен был вести переговоры, является ФГУП издательство «Известия». Как издательский концерн получил право на здание, которое изначально принадлежало библиотеке и было построено специально для нее, история умалчивает. Но факт остается фактом — «Известия» аренду подняли, а московские власти в ситуации кризиса платить отказались. По всей видимости, договориться сторонам не удалось. По крайней мере, про возможность переговоров уже не упоминает никто. А на поток обращений с требованием оставить библиотеку в ее историческом здании московские власти отреагировали… форсированным вывозом книг. Перевезен основной фонд. Перевезена мемориальная коллекция А.Т. Твардовского. Теперь ее пристанище — Аминьевское шоссе, где для размещения экспозиции нет никакой «привязки к местности» — в отличие от прежнего адреса библиотеки, находившегося буквально в двух шагах от дома поэта.

Стремясь «легализовать» перемещение Культурного центра, Департамент культуры неоднократно ссылался на согласие, данное дочерьми Твардовского Валентиной Александровной и Ольгой Александровной Твардовскими, которые на протяжении многих лет курировали библиотеку, дарили книги, приглашали исследователей, сами регулярно выступали перед читателями. Однако ни слова не было сказано о том, что согласие на переезд было В.А. и О.А. Твардовскими дезавуировано. Оно было дано в ситуации, когда московские власти намеревались расформировать библиотеку, переместив мемориальный фонд писателя по крыло библиотеки им. Леси Украинки. Кроме того, просившие о согласии сознательно ввели наследниц поэта в заблуждение, не предоставив полной информации о том, в каких условиях будет существовать Культурный Центр Твардовского на Аминьевском шоссе, даже не заикнувшись, что он будет вынужден делить помещение с библиотекой «Бестселлер».

Заявление, в котором дочери поэта отзывают свое согласие, датированное 2 марта 2015, зарегистрировано в Департаменте культуры г. Москвы под № 3−6-49 280/5. В тот же день, 2 марта, в адрес руководителя Департамента культуры и мэра Москвы были В.А. и О.А. Твардовские направили телеграммы. Реакции на это заявление не последовало. Напротив, начался бурный процесс переезда. На деле же — процесс ликвидации, разрушения культурного облика одной из старейших библиотек Москвы. При переезде она теряет читателей, теряет часть фондов, которые не уместятся в новом, тесном для библиотеки такого уровня помещении. А главное — утрачивает связи с районом. И это при том, что целый ряд ее программ был напрямую связан с «памятью места», а сама библиотека носила статус не только Культурного центра А.Т. Твардовского, но и Краеведческого центра района Дорогомилово. Еще в 1998 г. на ее базе была создана экскурсионно-краеведческая служба, началось изучение местной истории, стали проводиться экскурсии по району. А потом вместе с коренными жителями библиотекари создали музей истории Дорогомилово, для которого энтузиасты передали старые фотографии, документы, открытки, книги, мемориальные вещи.

В электронном справочнике «Музеи и музейные экспозиции в библиотеках Москвы и Московской области», подготовленном Библиотекой-читальней им. И.С. Тургенева, в разделе «Краеведческие и бытовые музеи» до сих пор значится «Музей истории района Дорогомилово» и указано его местонахождение — «Библиотека — Культурный Центр А.Т. Твардовского», Кутузовский проспект, д. 3. Однако больше в библиотеке Музея нет, и на новом месте он, по понятным причинам, открыт не будет. Его фонды распределяются по другим библиотекам Дорогомилова. Хорошо это или нет — судить читателям, в том числе и тем, кто этот музей создавал и передавал реликвии именно в свою родную библиотеку на «Кутузовский, 3», когда ничто не предвещало сегодняшних реорганизационных «кульбитов».

Вывод за пределы Дорогомилово — прямой удар по мемориальной деятельности библиотеки, в центре которой — фигура А.Т. Твардовского. В знаменитом доме «Известий» по ул. 1-я Бородинская (теперь — набережная Шевченко) поэт прожил десять лет — с 1951 по 1961 г. Между прочим первоначально библиотека располагалась именно в этом доме и только в 1976 г. была переведена по соседству, в специально построенное для нее здание, где и находилась до 4 марта, когда к библиотеке подогнали первую грузовую машину, дабы увезти ее из родных, намоленных стен.

Ситуация с выселением Библиотеки — Культурного центра А.Т. Твардовского безобразна со всех точек зрения. Библиотеку разоряют в Год литературы, в Год 70-летия Победы, в Год 105-летия со дня рождения поэта, который столько сделал для того, чтобы эта победа стала реальностью. Книги Твардовского всегда были востребованы читателями. В день 9 мая имя автора «Василия Теркина» и строки его народной поэмы будут звучать с телевизионных экранов, из репродукторов, в живом чтении на площадях, парках, в библиотеках. Российские театры и культурные центры ставят спектакли и литературные программы по мотивам произведений поэта. Дочери писателя подготовили к Юбилею Победы и Юбилею Твардовского издания «Писем с войны» и поэмы «Василий Теркин» с письмами Твардовскому фронтовиков, в которых герои-защитники признаются, как поддерживала их в смертном бою «не ради славы, ради жизни на земле» эта великая поэма.

Выселение библиотеки бьет по авторитету Москвы как государственной столицы России, города, чтущего историческую и державную память. Не может столица с тысячелетней историей щеголять перед своими гражданами и гостями из всех точек мира шикарными торговыми центрами, россыпью коммерческих банков, ресторанов на любой вкус и бутиков на любой цвет и писк моды. Безусловно, недвижимость в центре города, на престижных улицах и проспектах обещает ее владельцам, умеющим выгодно сдавать и продавать, золотые горы и беспечальную жизнь — не «в шоколаде» — «в брульянтах». Но только не следует забывать слова философа Владимира Соловьева: «Не все то золото, что блестит»… И если с жесткой коммерческой точки зрения неприбыльным библиотекам, научным институтам, архивам не место в центре города и в престижных кварталах, то с точки зрения государственной и культурной стратегии, напротив — именно там им и место. Центры памяти и наследия, знания и исследования, они — тот фундамент, без которого немыслимо движение в будущее.

Разгром библиотеки — удар и по авторитету «Известий» как учреждения печати федерального значения. Недопустима ситуация, при которой ведущее российское издательство, по самому своему статусу призванное демонстрировать внимание к исторической памяти России и ее книжной культуре, выстраивает свои отношения с библиотекой, носящей имя народного поэта, на принципах жесткой коммерции, даже не попытавшись пойти на уступки.

Допустим, Департамент культуры и московская мэрия не смогли договориться с «Известиями». Но почему остались без внимания настойчивые требования жителей Дорогомилово, культурной и научной общественности оставить библиотеку в районе, с которым она связана исторически? Неужели нельзя было найти здесь подходящего здания? Информация к размышлению: недавно в доме «Известий», где жил Твардовский, освободилось помещение на первом этаже. Казалось бы: уж если перемещать библиотеку, то для того чтобы вернуть ее в когда-то родные и знакомые стены, в дом поэта, которому больше одиннадцати лет, с момента присвоения ей в 2004 году имени А.Т. Твардовского, посвящает она свою деятельность, кстати, компенсируя Москве отсутствие Музея Твардовского. Увы, у хозяев драгоценной недвижимости, очевидно, иные планы.

Только в Москве — 104 именных библиотеки и 40 библиотек, имеющих в своем составе музеи и мемориальные экспозиции. В ситуации реформирования все они в той или иной степени оказываются под ударом. Особенно те, которые не подчинены непосредственно городу, а находятся в составе Централизованных библиотечных систем. Отстаивать свою специфику, свой особый статус, свое творческое лицо в этой ситуации им оказывается очень сложно. А ведь к именным библиотекам и к библиотекам, имеющим в своем составе музеи и музейные экспозиции, должно быть особое отношение, тем паче, если они, как Библиотека — Культурный центр А.Т. Твардовского, связаны с «памятью места» и находятся рядом с мемориальным объектом (в данном случае — домом, где жил поэт). Поддерживать такие библиотеки — как культурное достояние — долг городских властей и властей на местах.

А пока умное, творческое пространство библиотеки разорено. Двери затворены, огни погашены, стены пусты. На праздник Победы во дворе дома не поставят палатки, не запоют песни военных лет, не прочтут строки бессмертной поэмы. Здание, «зачищенное» от культуры и духа, будет благополучно сдано в коммерческую аренду. В просторных комнатах, где стояли книги, висели картины, звучали стихи, куда приходили люди, еще не забывшие, что человек «не простое земное животное», расположится очередное коммерческое учреждение. Что это будет? Банк? Бутик? Автомобильный салон? «Век шествует путем своим железным». К бескрылой материократии, агрессивно отстаивающей право жить «в свое пузо» и «чай всегда пить».

Вопрос к нам: готовы ли мы с этим смириться?

Анастасия Гачева — ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, признана Библиотекарем года в 2014 году — специально для ИА REGNUM