Резкий рост пассажиропотока через международные аэропорты Армении, который наблюдался в 2014 году, в текущем приостановился. Как сообщает Главное управление гражданской авиации республики, в январе-феврале текущего года пассажиропоток через аэропорты «Звартноц» и «Ширак» составил порядка 235 тысяч человек, что почти равно аналогичному показателю 2014 года. Между тем, существенно — порядка на 50% — сократились грузоперевозки.

В 2014 году рост пассажирских авиаперевозок в Армении составил 18,5%, впервые с 1992 года перевалив за психологическую отметку в 2 млн пассажиров в год (2 млн 83 тыс.). При этом спад пассажироперевозок всеми видами транспорта в этом году составил 6,7%. Для зажатой с двух сторон турецко-азербайджанской блокадой Армении авиация является самым востребованным видом транспортного сообщения для дальнего следования.

Росту количества авиаперевозок в 2014 году способствовало бурное формирование рынка в новых условиях либерализации сферы перевозок, процесс чего был начат в 2013 году. Очевидно, что в 2015 году рынок вполне устоялся, с него ушли не выдержавшие конкуренции участники (в том числе, единственная действующая национальная компания Air Armenia). Выдержавшие конкуренцию перевозчики (в основном, российские) нарастили частоту полетов и эффективность заполнения рейсов (рост пассажиропотока при снижении общего количества взлет/посадок).

Кроме прочего, финансово-экономический кризис, накрывший с осени 2014 года почти все постсоветское пространство (а Украину — с начала года), также внес свои коррективы в авиационный рынок Армении через снижение темпов миграции и сокращение туристических потоков. Из порядка 170 регулярных рейсов, которые запланированы на текущий март, 130 приходится на страны ЕАЭС (Россия, Белоруссия и Казахстан). И только 38 — по направлениям в другие страны (в том числе 9 — в Тегеран, 9 — в ОАЭ и 7 — в Киев).

Определенное оживление с апреля 2015 года в сфере ожидается в связи с тем, что в Армении будет отмечаться 100-летие Геноцида армян. В соответствующих мероприятиях примут участие не только официальные делегации длинного ряда стран, но десятки и сотни тысяч туристов, в том числе армян диаспоры. Однако драйвер роста авиаперевозок в долгосрочном плане находится в прямой зависимости от финансово-экономической ситуации на постсоветском пространстве. И, в частности, в Евразийском экономическом союзе — традиционном для Армении пространстве с точки зрения экономико-хозяйственных, гуманитарных и культурных связей.

Ереванское бюро ИА REGNUM