Расследование уголовного дела по факту пожара на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе завершено и в ближайшее время будет направлено в суд. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Следственного управления Следственного комитета РФ по региону.

Дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта») было возбуждено в отношении одного из составителей поездов станции Стенькино II Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

По данным следствия, вечером 12 февраля 2014 года на территории закрытого акционерного общества «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» с места стоянки сошли 14 цистерн. Неконтролируемо двигаясь по железнодорожным путям, они совершили столкновение со стоящими четырьмя цистернами, груженными метилтретбутиловым эфиром. В результате столкновения содержимое цистерн загорелось. Огнем повреждены трубопроводные эстакады, емкости и резервуары для хранения нефтепродуктов, цистерны, административные здания завода.

Как считает следствие, сход с места стоянки цистерн и их столкновение с другими цистернами произошли из-за нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта руководителем маневров — составителем поездов ОАО «РЖД». Он не поставил в известность о планируемой маневровой работе на пути необщего пользования ЗАО «РНПК» диспетчера ЗАО «РН-Транс» и не получил от него разрешения на движение по путям малой наливной эстакады ЗАО «РНПК». Он также не убедился в надежном закреплении вагонов-цистерн с противоположной от маневрового локомотива стороны при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов-цистерн к стоящей на пути группе вагонов, не проверил нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов-цистерн, не произвел закрепление сформированной им группы из 14 цистерн необходимым количеством тормозных башмаков. Кроме того, обвиняемый не передал по маневровой радиосвязи диспетчеру ЗАО «РН-Транс» информацию о закреплении оставляемых на приемо-отправочном пути цистерн с указанием их количества, а также количества и номера тормозных башмаков, с какой стороны они уложенных под вагоны. В результате он не получил от старшего диспетчера ЗАО «РН-Транс» сообщение о необходимом количестве тормозных башмаков для закрепления цистерн на пути и разрешение на выезд, тем самым устранив контроль уполномоченных на то лиц.

Ущерб, причиненный ОАО "НК «Роснефть», ЗАО «РНПК» и ряду других организаций — собственникам поврежденного имущества, составил более 82,6 миллионов рублей.

В настоящее время уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу.

Отметим, что после трагедии компания Роснефть, которой принадлежит завод, и РЖД обменялись обвинениями в произошедшем. По заявлению Роснефти, «причиной произошедшего вечером 12 февраля возгорания цистерн с нефтью на территории Рязанской нефтеперерабатывающей компании, стало грубое нарушение техники безопасности и халатность, допущенная составителями поездов и маневренной бригады станции Стенькино-2 Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги». В свою очередь, представители дороги утверждали, что «возгорание произошло на путях, которые находятся в ведении предприятия. По предварительным данным за время нахождения цистерн на территории ЗАО РНПЗ работниками данного предприятия были нарушены соответствующие инструкции по закреплению цистерн и отсутствовал должный контроль за сохранностью грузов. Таким образом, железная дорога не имеет отношения к данному инциденту».