Туризм в кризис. Кому это выгодно?

Алиса Агранат, 4 марта 2015, 12:15 — REGNUM  

От мошенничества — к «схемам»

В разгар кризиса Госдума озаботилась судьбой российских туристов, выезжающих за границу. На днях в первом чтении приняты законопроекты, которые должны установить новые стандарты во взаимоотношениях турфирм и клиентов. Впрочем, законодательство, регулирующее турбизнес, давно уже требует перемен.

Экономтур: королевский туалет с видом на сад

Летом 2014 года российский «выездной» туризм поразила очередная эпидемия банкротств туроператоров, на этот раз — крупных, таких как «Лабиринт», «Нева», «Южный крест», «Экспо-Тур» и еще 12 их собратьев по несчастью. Вероятно, это был первый предвестник не только тупикового развития отрасли, но и декабрьского экономического кризиса. К сожалению, на него обратили внимание, в основном, пострадавшие и члены их семей.

Часть граждан России уже давно перешла на самостоятельный поиск гостиниц, трансферов и оформление виз. По последним данным, 150 тысяч российских туристов, которые решили провести отпуск за рубежом, остались без отдыха или не смогли вернуться домой в намеченный срок по вине турфирм. Сообщения об эвакуации туристов читались, как сводки о стихийных бедствиях, сопровождаемых продолжительной нелетной погодой. Туристов героически эвакуировали из Барселоны, Ираклиона, Антальи, Монастира и Корфу, тем, кто отдыхал в Арабских Эмиратах и Египте предлагали вылететь в Россию досрочно.

Всю эту гигантскую работу проделали сотрудники ассоциации «Турпомощь». Она защищает интересы российских туристов за границей, причем, не только материально, но и организационно — организуя эвакуацию при несчастных случаях, заселение в гостиницу, медицинскую помощь, или трансфер до аэропорта. И, к сожалению, это — далеко не первый, и, возможно, не последний, кризис в отрасли, которая начала формироваться в самом начале перестройки и до сих пор не растеряла некоторые авантюрные «особенности» девяностых. Напомню, что до того, происходило падение отрасли в 2008 и в 2010 году.

Пионерами массового выездного туризма после падения железного занавеса стали российские челноки. Главными требованиями, которые они предъявляли к организаторам шоп-туров были безопасность маршрутов, возможность пересечь границу так, чтобы не увязались сопровождающие, а также… туалеты в автобусах. Ибо каждая остановка грозила нежелательным вооруженным визитом. Когда страна немного насытилась дешевым ширпотребом, начался еще один этап — эконом-туры. Это был тот же ширпотреб, но в сфере туризма: автобусные туры по самым дешевым маршрутам, и максимально дешевые — по дорогим. Сначала деньги за услуги зарубежных партнеров, в том числе, и гостиниц, и вовсе возили «наличкой».

Помню, так я первый раз попала в Скандинавию от одной довольно раскрученной питерской фирмы. Десятидневный тур по четырем странам на автобусе времен ранней перестройки оказался таким галопом по Европам, что даже во дворце датского принца Гамлета туристам запомнился только узенький королевский туалет… с шикарным видом на сад. Когда публика немного осмотрелась и разбогатела, требования к турам стали расти, а исполнение во многих фирмах, разбогатевших на эконом-турах, осталось прежним. И тогда отдыхающих стали заманивать бешеными скидками. Навязчивая реклама «В Париж на три дня за 25 долларов!» — вещала «из каждого утюга».

Реклама и кредиты

В начале 2000 года стали популярными туры в Таиланд и на Гавайи, и, как отмечали многие специалисты отрасли, «следующие туристы оплачивали туры предыдущих». Турфирмы, заключая контракты с авиаперевозчиками, бронировали билеты под 100% оплату, а деньги брали взаймы у банков — под оборот. С каждым годом конкуренция на туристическом рынке становилась все жестче. Многие фирмы залезли в кредитное ярмо так, что вынуждены были постоянно наращивать продажу туров. И зачастую они исчерпывали собственные ресурсы, а остановиться уже не могли.

Для того, чтобы понять, что двигала ими вовсе не собственная жадность, представим себе, какую сумму можно выложить за пятилетний кредит по 20% годовых (под 10% банки дают кредит намного реже). Если не выплатить долг досрочно, то переплата составит 100%, то есть двойную сумму. А теперь вспомним, что в 2008 году в стране разразился очередной финансовый кризис, и многим турфирмам пришлось реструктурировать свои долги перед банками. «Закредитованность» отрасли оказалась таким опасным системным заболеванием отрасли, что многие просто не смогли его пережить. Так образовывались первые туристические пирамиды, которые регулярно разорялись.

Никто не отменял и форс-мажор, в виде революций в Египте, акул на морских берегах и наводнений в Таиланде. И тут приходится вспомнить о дешевых «групповых» страховках, которые лишь частично покрывали расходы туристов на эвакуацию и медицинскую помощь. До 2015 года сумма страховки для безвизовых стран была ниже, чем для Европы.

К тому же, на туристической ниве периодически произрастали мошеннические фирмы-однодневки. Одни обещали безумные скидки, другие извещали потенциальных клиентов о неслыханном выигрыше путевки на двоих в Париж, Милан или Лондон. И просили только оплатить билеты. Как «ни странно», стоимость перелета с лихвой перекрывала стоимость обычной турпутевки. Извещения такого рода, как правило, получали «счастливые» жители хрущоб и старых блочно-панельных домов в рабочих районах или райцентрах, у которых не хватало денег выехать куда-либо за пределы собственных дач… То, что фирма не состоит в реестре туроператоров, мало кого смущало. Реестр был чисто информативным. Никто из клиентов толком не читал заключаемых договоров, даже зная, что от обычных честных фирм очень непросто получить компенсацию за испорченный отдых. Мало кто знал разницу между туроператорами (то есть, владельцами и организаторами туров), и турагентствами, предлагающими к продаже туры.

Мало кто обращал внимание, что опытные юристы турагентств внесли в «типовые» договоры пункты о том, что ответственность за недостоверную информацию о туре, как и за не оговоренные изменения в турах, несет туроператор, а вовсе не турагент, который эти туры продал. И, хотя не так давно канули в лету мошенники, которые занимались презентациями тайм-шеров (кстати, до недавнего времени это была популярная и в Европе забава). Но на их место обязательно придут другие и выдумают другие схемы, если им не будет поставлен законодательный юридический барьер.

Туроператоры против турпутевок?

До 2015 года отрасль регулировалась законом о правах потребителей и законом о туристической деятельности от 1996 года. В октябре 2014 года был образован экспертный штаб Общественной палаты по контролю за реформой туристической отрасли и защите прав пострадавших граждан. И хотя законопроект в конце февраля был принят в первом чтении, представители отрасли восприняли его в штыки. Туристическое лобби сделало все, чтобы многие поправки «не прошли во второй тур».

Согласились они лишь с тем, что на руках у туриста за сутки должны быть оплаченные билеты и подтверждение об оплате гостиницы. И что директора турфирм не должны иметь судимости по делам тех же турфирм. Впрочем, забронированные места в самолетах туристы всегда оплачивают заранее и полностью. У них даже нет люфта в 20% на невыкупленные туры, как у их западных коллег. Большая же часть законодательных инициатив вызвала у представителей турбизнеса неподдельное возмущение. Во-первых, решив позаботиться об эвакуации туристов, законодатели предложили вместо одного фонда «Турпомощь» образовать два. Первым и основным в финансировании процесса оказания экстренной помощи туристам станет так называемый фонд персональной ответственности самого туроператора. И только если все средства там будут исчерпаны, можно будет воспользоваться резервным — «Турпомощью». Кстати, обязательный взнос в «Турпомощь» составляет 100 тысяч рублей.

Напомним, что средства «Турпомощи» были почти израсходованы летом 2014 года, и пока что не имели возможности серьезно пополниться. Отчислять средства в оба фонда обязаны участники рынка туристических услуг, из расчета 100 рублей ежегодно за каждого туриста. Кстати, оба эти фонда должны были стать саморегулирующимися организациями (СРО), которые помогут туристам в кризисной ситуации. Идею эту выдвигал в своей предвыборной программе еще в 2012 году Владимир Путин. И тогда крупные представители турбизнеса ее поддержали, полагая, что это очистит рынок от мелких конкурентов. Как вы помните, первыми «пали» крупные туроператоры, причем еще до внедрения СРО.

Сейчас же турфирмы, находящиеся в тяжелом положении, таким предложениями об обязательных фингарантиях крайне возмущены. Они посчитали, что это приведет к закрытию многих фирм и монополизации рынка туруслуг. По некоторым сведениям в Москве уже готовится митинг в защиту турбизнеса.По словам представителей общественных организаций, туристический рынок находится на грани полного уничтожения, так как большинство страховщиков (85%) уже не желают страховать риски туркомпаний. Оставшиеся же предлагают сделать это за грабительские проценты от суммы договора. (1% от суммы фингарантий), а это 300 тыс. рублей. 3 марта 2015 года представители РСТ (Российского союза туриндустирии) обратились в Ростуризм с просьбой об отсрочке лишения лицензий тех фирм, которые пока не успели найти себе страховщика. Или же на рынке страхования появятся малоизвестные «игроки», а компании начнут пускаться во все тяжкие, лишь бы спасти свой бизнес.

Турагенты и туроператоры могут стать одним и тем же лицом

Вторым предложением законодателей — сократить число юридических лиц на рынке туруслуг, сделав турагентов и туроператоров — одной организацией, были возмущены и первые, и вторые. Ранее турагенты отвечали лишь за полноту и достоверность предоставляемой туристам информации о туре. И, напомню, что в договоре со многими турагентами вся ответственность за недоработки, в том числе, и за недостоверную информацию, перекладывалась на туроператора. К тому же турагенты предпочитают работать с разными туроператорами, а крупные туроператоры никогда не занимаются продажами сами.

Туроператоры, которые не собирались нести ответственность за турагентов, с которыми заключали договора о продаже своих туров, так как не могли контролировать их деятельность. Ведь зачастую даже проверенный «турагент» мог выдать неполную или ошибочно понятую им информацию, задержать перечисление денег за услуги, или оформление виз. Впрочем, по мнению юристов, если туроператоры будут сами продавать свой продукт, ответственность не будет «размываться» по цепочке исполнителей. И от этого все стороны только выиграют.

— С точки зрения потребителя совершенно неважно, кто будет продавать тур — турагент или туроператор. И потребитель ничего абсолютно не потеряет, если турфирм станет меньше, — комментирует ситуацию юрист Наталья Блинова. — В конце концов, исчезнет нездоровая конкуренция. А сами потребители просто должны о себе позаботиться и заставить себя внимательно и неоднократно «знакомиться» с договором на оказание услуг, а не слушать сказки о том, что существует некий «типовой» договор! Туристский договор должен содержать четкие положения об ответственности турфирмы перед клиентом. Не нравится пункт — вносите изменения! Или получится, что турфирма вам обязана по минимуму, а вы ей — максимально! Не нравится договор — не подписывайте! Это — ваши деньги и время, потраченное на отдых в гостинице классом ниже, с экскурсиями, которые не интересны, без питания, которое заказывали. И это — еще меньшая часть проблем, которые можно получить.

Еще один пункт, который не смогли принять представители туристического рынка, это — введение электронных путевок для туристов. Турфирмы теперь хотят обязать привязать свою деятельность к таким путевкам, при помощи собственного страхового субсчета при Ростуризме, на котором должна лежать сумма, равная месячному обороту турфирмы. Эту сумму представители отрасли уже сейчас назвали неподъемной, отметив, что на таких условиях преодолеть порог рынка будет невозможно. В путевках должно быть указано, куда и когда передвигается «организованный» турист. По мнению представителей турфирм, вся необходимая информация имеется у них уже сейчас, а централизованный учет — это попытка государства контролировать доходы и передвижения собственных граждан. И, в конце концов, нарушение закона о конфиденциальности личной информации. Ведь граждане, выезжающие за рубеж «дикарем», никаких путевок никому не предоставляют!

— Не могу согласиться с такой формулировкой, — возражает юрист Наталья Блинова. — Какая может быть конфиденциальность информации, когда о моих передвижениях уже знают на таможне? О какой тайне мы говорим, когда доверяем чужим людям заниматься организацией собственного отпуска?

— Я выезжаю за рубеж самостоятельно, и о моих передвижениях знают лишь таможенники, родственники, да немногочисленные друзья в соцсетях, — комментирует ситуацию любительница самостоятельного туризма Галина Серпуховская. — Я была бы совершенно не против, если бы об этом знали где-то еще. Мало ли, что может случиться с самолетом, или во время путешествия?

Представители турбизнеса были крайне возмущены тем, что им навязывается дополнительная отчетность по результатам деятельности и многочисленные аудиторские проверки.

— Дело кончится тем, что качество работы фирмы будет оцениваться по умению договорится с проверяющими! — возмущаются они. — В конце концов, в бизнесе появятся многочисленные «серые» схемы.

Вероятность подобного исхода весьма велика, тем не менее, именно «прозрачная» отчетность и может предотвратить очередные сюрпризы в части разорения турфирм и прекращения их деятельности с крайне неприятными для туристов последствиями.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail